В 1920-е годы спартакиады были распространены в СССР, где они должны были послужить заменой олимпийскому движению, в котором СССР не участвовал.
Первая Всесоюзная спартакиада была посвящена первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР и 10-летию советского физкультурного движения. В ней участвовали спортсмены всех братских народов, населяющих нашу страну. Кроме того, для участия в Спартакиаде прибыли 612 спортсменов, представлявших рабочие спортивные организации 17 стран – Чехословакии, Германии, Англии, Франции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая и других. Таким образом, Спартакиада стала международной. В этом грандиозном празднике, программа которого включала соревнования по 21 виду спорта, приняли участие 7125 спортсменов – количество, небывалое до этого в истории спорта.
В течение этих двух недель спортсмены состязались в легкой атлетике, футболе, плавании, велоспорте, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, городках, народной гребле и других видах спорта. В Спартакиаде приняли участие более семи тысяч человек, а к ее финальным стартам был подготовлен стадион “Динамо” в Москве с трибунами более чем на 40 тысяч зрителей и Дворец спорта “Крылья Советов”. По данным судейской коллегии Спартакиады 1928 года, почти 75 процентов финалистов начали заниматься спортом в годы Советской власти, они же обновили на Спартакиаде 83 рекорда страны.
Люди и улицы Москвы в те дни стали подлинно «спортивными». На всем – печать бодрости в здоровья, радости, веселья. С огромных плакатов, украшавших здания, «стреляли» замечательные слова Владимира Маяковского: «Так и надо – крой, Спартакиада!».
«Наше всесоюзное, всепролетарское выступление по физкультуре мы назвали Спартакиада. Маркс очень любил это имя – Спартак, и наш Ильич – тоже. Это имя всеисторично и интернационально, т. е. обнимает все эпохи, все народы, борющиеся за свою свободу, за братскую солидарность, за уничтожение гнета и эксплуатации человека человеком,– одним словом – за социализм, за коммунизм!
Одновременно со Спартакиадой в Москве летом 1928 года проходил VI конгресс Коминтерна. Это совпадение знаменательно. Как конгресс Коминтерна, так и Спартакиада объединили трудящихся, борющихся за социализм, за коммунизм. Они неотделимы в общей борьбе за революцию – классическая физическая культура Спартака и революционная боевая культура Маркса – Ленина!» (Миха Цхакая, зампред Оргкомитета Спартакиады)
С тех пор Всесоюзные спартакиады проводились регулярно, содействуя развитию массового и профессионального спорта в СССР.