5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

отadmin

Авг 5, 2022
5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

Так получилось, что главным делом жизни Якова Гаккеля стала разработка и конструирование первого в СССР и в мире мощного магистрального тепловоза, который в 1924 году прошёл успешные испытания и был запущен в производство.

В России прообраз современного тепловоза был разработан в 1905 году инженером Н.Г. Кузнецовым и полковником А.Н. Одинцовым. Потом были проекты инженера Ю.В. Ломоносова, профессора МВТУ В.И. Гриневецкого, инженера А.И. Липеца и другие. Во всех этих разработках уже предполагалось использовать в качестве движущей силы двигатели внутреннего сгорания. Однако, обилие угольного топлива, большой парк паровозов (хотя и с малым КПД) позволяли не особенно затрудняться с модернизацией тягового состава.

5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля
Яков Гаккель

Свои коррективы внесли революция и гражданская война. По их итогам железнодорожное хозяйство пришло почти в полный упадок. Достаточно сказать, что в стране безвозвратно было утрачено свыше 60% паровозов. И тогда правительство новой России вспомнило о наработках талантливых конструкторов в области тепловозостроения. Тем более что свои услуги в том числе предложил и Яков Гаккель, разработавший к 1921 году конструкцию тепловоза с электрической передачей.

Тепловоз Якова Гаккеля – удивительное создание советских инженеров и рабочих того времени. Его собрали из частей валявшихся без дела машин. Основной агрегат – дизель-мотор – сняли с подводной лодки. Электрические части тоже собирали «с миру по нитке». И тем не менее этот тепловоз не только успешно прошёл испытательный период, но и выдержал эксплуатацию в течение трёх лет.

В создании тепловоза участвовали многие ленинградские заводы. Так, на Балтийском заводе отремонтировали дизель от подводной лодки «Лебедь». Там же устанавливали этот двигатель и кузов на ходовую часть, спроектированную и построенную на «Красном путиловце». Принимал участие в строительстве локомотива завод «Электрик», где были изготовлены тяговые электродвигатели.

Завод «Вольта» поставил генераторы, предназначавшиеся ранее для подводной лодки «Язь». Гаккель не раз отмечал, что иностранного в его тепловозе лишь английский дизель да шведские подшипники, все остальные агрегаты изготовлены из отечественных материалов русскими рабочими, техниками и инженерами.

Он соединил двигатель Дизеля и электрическую передачу и создал локомотив, который обликом своим напоминал не современные ему паровозы, а железнодорожный вагон. Устроен он был так: в середине этого «вагона» располагалось машинное отделение, в торцах — одинаковые помещения с оборудованием для управления. Управляли этим тепловозом два человека — механик-пилот, то есть машинист, и механик-моторист, который следил за работой двигателей. Снаружи вдоль тепловоза парами шли прямоугольные окна, а над ними сплошной ряд маленьких окон, отчего тепловоз напоминал не только вагон, но и дом с мансардой или чердаком. Торцы же были не совсем плоскими, они были трехгранными, с окном на каждой грани, отчего напоминали эркеры, так популярные в архитектуре 1900-1910-х годов. Этот «тяни-толкай» был подлинным произведением своего времени, когда работа громоздкого механизма уже не выставлялась на всеобщее обозрение, как в машинах предшествующего столетия, а стремительные, обтекаемые очертания скрывающего механизмы «футляра» еще не вошли в моду. Движущаяся техника еще не до конца убедила людей в своей безопасности и потому заимствовала пропорции, очертания и тектонику у вещей, проверенных временем, — домов или карет. Обшивка тепловоза Гаккеля состояла из прямоугольных металлических листов, по краям которых шли ряды заклепок, напоминая крупную строчку.

Завершить работу над тепловозом планировалось в конце сентября, после чего предполагалось начать обкатку локомотива на путях Октябрьской железной дороги. Но случилось непредсказуемое… Во время наводнения были залиты водой тяговые электродвигатели и другие агрегаты тепловоза. Однако Яков Модестович сумел раздобыть несколько сот литров спирта-ректификата, заплатив за них свои деньги, и, заливая его вполость электромоторов, высушил таким образом обмотки.

5 августа 1924 года Щэл – первый в мире мощный магистральный тепловоз с электрической передачей – появился на рельсовых путях Балтийского завода. 6 ноября был передан для дальнейшего испытания железнодорожникам Ленинградского узла.

Первые рейсы первого тепловоза сначала проходили на Октябрьской дороге на коротких плечах. Затем начались регулярные рейсы по маршрутам Москва – Курск, Москва – Харьков. Были и более дальние поездки, и не только испытательного характера: из Баку и Грозного на седьмые-восьмые сутки в Москву доставлялись нефтеналивные составы. При этом вес состава составлял 79 тыс. пудов брутто, а расход топлива на доставку был почти в четыре раза меньше, чем у паровоза.

Зарубежная промышленность, и в частности американская, тоже решится приступить к постройке мощных магистральных тепловозов и встанет на путь, проложенный русской технической мыслью. В том числе и мыслью яркого учёного-изобретателя, талантливого инженера Якова Гаккеля. Отечественные и зарубежные специалисты отметили многие особенности конструктивных решений инженера, опередивших свое время и нашедших применение и дальнейшее развитие у нас и за рубежом.

В 1927 году на Всесоюзном конкурсе тепловозов, в котором участвовал 51 проект (из них 21 — зарубежных специалистов), первое и четвертое места заняли проекты Я.Гаккеля. В 1932-1936 годах по его проекту на Калужском заводе НКПС был построен первый отечественный тепловозный двухтактный дизель сварной конструкции мощностью 300 лошадиных сил.

Источник >>>

5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

5 августа 1924 года — Из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз Якова Гаккеля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *