
Машина была его подбита предположительно 3 августа 1943 года. Тогда это было слобода Пушкарноя, сейчас почти центр города Белгорода.
Сбитый самолёт упал вблизи бывшей пригородной слободы накануне освобождения Белгорода в августе 1943. Со слов старожила Николая Ивановича Зиборова в это время в Пушкарном почти не оставалось жителей — некоторых выгнали немцы, некоторые покинули дома из-за опасности стать жертвами боёв. Вблизи села оккупанты развернули мощную линию обороны — противотанковые рвы, огневые точки. Из-за этого свидетелей тех событий крайне мало. Некоторые горожане видели горящий пикирующий самолёт, но ничего не могут сказать о подробностях трагедии. Самолёт врезался в гору и взорвался — обломки находили в радиусе сотен метров. Первыми на место падения прибежали любопытные дети, они и обнаружили тело лётчика вдали от пожара.

Ученики школы №31 сумели отыскать одного из них. Николай Акимович Парфенов рассказал, что он с друзьями — Толей Минаковым и Ваней Москалевым нашли пилота после освобождения Пушкарного, он был сильно искалечен, обгорел, одежда была изорвана. Мальчишки похоронили тело в лесу. Среди обломков были найдены документы, записная книжка, но они были сильно повреждены огнём и имя погибшего разобрать не удалось. Неизвестными остались и задание, и воинская часть, единственное что смогли разобрать на месте — звание старший лейтенант. Документы были утеряны, по воспоминаниям их передали местной учительнице, которая после войны переехала в другой город. Кроме этого среди находок были шлем и пистолет. Позднее время могилу обустроили, насыпали курган, установили деревянный крест. Как дорогая реликвия в семье Парфеновых хранится обломок самолёта — бронещит от фюзеляжа.

Некоторое время жители улицы Пушкарной ухаживали за могилой летчика, на автодороге стояла табличка еще при СССР, что в лесопосадке «могила неизвестному летчику». Местные жители приносили цветы. Сейчас над могилой взяли шефство студены Технологического университета, расположенного не подалеку.

Это из архива «Памяти народа» нам удалось выяснить не многое. На данный момент мы пытаемся воссоздать именно то, что происходило в этом районе с первого по пятое августа, что бы приблизится к разгадке этой трагедии. Так же нужно будет понять еще одну вещь, хоть она и прискорбная, возможно мы некогда её не разгадаем, будет список пропавших при вылете в несколько фамилий. Но это все позже…

А пока…
В начале августа 1943 г. вошел в состав 5-й ВА Степного фронта (с 20.10.43 г. 2-й Украинский фронт). Мы имеем достоверные сведения что, 5 — я Воздушная начала работу на ближних подступах в начале августа. Например:
04.08.43 г. Удар по артиллерийским позициям
В течение 04.08.1943 г. две группы в составе 16 самолетов Пе-2 81 гбап (1 гбад, 1 бак, 5 ВА, Степной фронт) во главе с командиром эскадрильи гв. майором Н.С.Зайцевым и 17 самолетов во главе с командиром 804 бап (293 бад, 1 бак) майором А.М.Семеновым нанесли бомбовый удар по артиллерии на огневых позициях в районе Топлинки.
В результате бомбового удара артиллерийский огонь противника был подавлен и части 7-й гвардейской армии получили возможность развивать наступление. Эффективность этого удара подтверждается следующей телеграммой:
«Полковнику И.С. Полбину. Произведенный Вашими группами в период 07.15-07.25 бомбардировочный удар дал хороший результат. Военный Совет 7-й гвардейской армии всему личному составу, участвовавшему в этом бомбовом ударе, объявил благодарность. Шумилов».
Из состава 81 гбап в этом ударе участвовали экипажи 1-й и 3-й эскадрильи.
05.08.43 г. Удары по войскам и огневым позициям
Утром 05.08.1943 г. соединения и части 69-й и 7-й гвардейских армий устремились к Белгороду и вышли но его северную окраину, где встретили сильное огневое противодействие. В этой обстановке бомбардировщики и штурмовики своими мощными ударами по укрепленным узлам сопротивления и живой силе расчищали путь войскам.
Первой вступила в бой эскадрилья 81 гбап (1 гбад, 1 бак, 5 ВА, Степной фронт) П.Я.Гусенко. Мастерскими ударами с пикирования, выполнив два захода на цель, бомбардировщики подавили сопротивление врага. Прямыми попаданиями были уничтожены огневые позиции, взорвано хранилище боеприпасов и нанесены потери живой силе.
В этот же день две эскадрильи, возглавляемые командиром 81 гбап В.Я.Гавриловым и командиром эскадрильи Н.С.Зайцевым, нанесли бомбовые удары с пикирования и горизонтального полета по скоплению войск и артиллерийско-минометным батареям в районе Таврово и Бродок.
Насколько эффективными были эти удары, можно судить по телеграмме командующего 7-й гвардейской армии М.С. Шумилова: «Полковнику И.С.Полбину: Ваши бомбардировщики в первый вылет действовали исключительно хорошо. Благодаря этому был взят пункт Таврово, а после бомбометания Бродок наземные части заняли северную окраину пункта и ведут бои за овладение Бродок. Захваченный в плен в районе Бродок обер-ефрейтор 107-го артполка 106-й пехотной дивизии показал: 107-й полк потерял свыше 75% личного состава и материальной части в результате обработки его русскими бомбардировщиками. Шумилов».
В результате мощных ударов авиации огневая система противника была подавлена. К вечеру 5 августа войска 69-й и 7-й гвардейской армий при поддержке авиационных соединений 5-й ВА штурмом овладели Белгородом и разгромили оборонявшую город группировку. Противник оставил на улицах разрушенного города только убитыми 3 тысячи солдат и офицеров. В этот день столица нашей Родины Москва впервые за время войны салютовала доблестным воинам, освободившим город Белгород двенадцатью залпами из 120 орудий. С этого времени московские салюты в ознаменование побед Советской Армии стали традицией.
Выписка о проделанной работе в помощи продвижению наших войск и упоминание в ней 3 августа


Вот выписка о потерях 5 ВА с 18.07. 1943 года — 13 .08. 1943 года
