Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 был подписан в Москве 31 июля 1991 года, в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР Михаила Горбачева и США Джорджа Буша‑старшего. Согласно этому документу, страны должны были в течение следующих семи лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой из сторон осталось не более 6 000 единиц.
В реальности, согласно «правилам зачета» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6 500 боеголовок, а США — 8 500. Договором запрещалось производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, донных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, в том числе размещаемых и во внутренних водах, а также орбитальных ракет.
Базирование подвижных грунтовых ракетных комплексов разрешалось только в ограниченных районах, при этом требовалось указывать названия районов и их географические координаты. Реализация договоренностей была затруднена из-за распада СССР. Преемником СССР в декабре 1991 года стала Россия, но ядерное вооружение находилось и в других бывших республиках СССР: в Белоруссии, Казахстане и Украине.
В городе Лиссабон Россией, США, Украиной, Казахстаном и Белоруссией 23 мая 1992 года был подписан дополнительный протокол к СНВ-1 — Лиссабонский протокол, в соответствии с которым к договору СНВ-1 присоединились Украина, Казахстан и Белоруссия. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия были признаны сторонами договора СНВ-1.
Все ядерное оружие бывшего Советского Союза на территории этих трех государств подлежало уничтожению или передаче под контроль России. Все четыре государства согласились присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, причем Россия в качестве преемника СССР как ядерной державы, а три остальные государства — как неядерные.
Россия и США 6 декабря 2001 года заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1 136 носителей и 5 518 боезарядов, у США — 1 237 стратегических носителей с размещенными на них 5 948 ядерными боезарядами.
По состоянию на 1 января 2007 года в составе стратегических сил России имелся 741 носитель. Всего стратегические носители могут нести до 3 821 боезаряда. При выполнении этого договора было зафиксировано около 10 серьезных нарушений, допущенных США. В частности, ядерные боеголовки и вторые ступени ракет не утилизировались, а складировались, за счет чего был создан так называемый «возвратный потенциал».