На начальном этапе антицерковной политики советской власти важное место занимала организованная в 1918-1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, которые рассматривались как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и монастырями.
Кампания шла в русле реализации декрета от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения которого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с Петром Красиковым.
Толчком для кампании по вскрытию мощей стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 года мужского монастыря Александра Свирского в Олонецкой губернии, где хранившиеся мощи преподобного Александра Свирского объявили «восковой куклой».
16 февраля 1919 года коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей, в котором указывалось, что следует предоставить инициативу местам. Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В газетах и протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха».
Нередко на вскрытие приглашался фотограф.
С начала 1919 года произошло вскрытие мощей почитаемых святых Русской православной церкви святителей Тихона Задонского, Митрофания Воронежского, преподобного Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского.
Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. С целью воспрепятствовать осквернению святынь патриарх Московский и всея Руси Тихон неоднократно направлял письма руководителям Советской России.
20 июля 1920 года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», в котором была сформулирована пропагандистская цель «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного населения Советской России.
29 июля 1920 года появились предложения НКЮ по ликвидации мощей во всероссийском масштабе, которые гласили:
«1. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.
2. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем помещения так называемых «мощей» в музеи в отделы церковной старины, или путем их захоронения.
3. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей, провести соответствующую агитацию как на фабрично-заводских, красноармейских и иных собраниях в городах, так равно и в деревне, в особенности среди малосознательной части отсталого крестьянства, и уже после сего утвердить соответствующее решение на пленуме исполкома с точным обозначением как времени, так равно и способа ликвидации каждых отдельных «мощей».
4. При обнаружении дальнейших случаев шарлатанства, фокусничества, фальсификации и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия целесообразно поручить следователям по важнейшим делам Наркомюста и при отделах юстиции, а само дело разбирать при условии обеспечения самой широкой гласности процесса».
В тот же день Совет народных комиссаров на заседании по вопросу о ликвидации мощей во всероссийском масштабе постановил утвердить предложения Наркомюста.
25 августа 1920 года народный комиссар юстиции Дмитрий Курский подписал специальное постановление, в котором предлагал исполкомам местных советов «последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости».
По официальным сведениям, с осени 1919 по осень 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия мощей. К 1922 году публичные вскрытия мощей почти прекратились, но при этом во время изъятия церковных ценностей производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Мощи некоторых святых, в том числе мощи преподобного Серафима Саровского, были перевезены в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 году в женском монастыре Страстной иконы Божией Матери в Москве, а после сноса обители — в Музей истории религии и атеизма, который находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Кампания по вскрытию святых мощей нисколько не изменила отношение верующих людей к своим святыням, а у некоторых из них, наоборот, она вызвала религиозный подъем. Основная масса верующих приходила к поруганным и выставленным на всеобщее обозрение в музеях и на выставках останкам святых с благоговением и молитвой.
Некоторые святые мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь спустя несколько десятилетий были переданы в храмы и монастыри (например, глава преподобного Саввы Сторожевского). В конце 1980-х — начале 1990-х годов некоторые изъятые в музеи мощи русских святых были возвращены РПЦ. Так, в 1991 году идентифицированы и возвращены Церкви мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Судьба многих святых мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников