Не было исключением и переселенческое движение в России. Любопытное свидетельство из начала ХХ века опубликовал Сергей Прокопович в книге «Местные люди о нуждах России».
«В Акмолинском областном комитете Т.И. Тихонов докладывал, что за последние 3-4 года в Петропавловском уезде поселено 80 000 поселенцев. «Результаты такого поспешного, усиленного и форсированного заселения начинают уже сказываться; болезни, как-то цинга, тиф, желудочные заболевания и всякого рода лишения вследствие отсутствия доброкачественной воды, плохого домообзаводства и скудного однообразного питания, за недостатком собственных средств у новоселов и незначительной помощью со стороны казны, не прекращаются… Люди томятся и испытывают лишения от недостатка воды, болеют и умирают преждевременно на новых местах, где чрезмерное обилие могильных крестов на погостах поражает и ужасает всякого проезжающего по таким недавно, всего два-три года тому назад возникшим поселкам.»
Интересное описание мытарств переселенца из Малороссии в Сибирь, а затем в Туркестан приводится в книге И. И. Гейера «По русским селениям Сыр-Дарьинской области». Колонисту потребовалось три года, чтобы прибыть на постоянное место жительства, по дороге он потратил практически все сбережения и потерял сына. Зато теперь он по словам автора «пережив все невзгоды и превратности судьбы, производит впечатление человека, нашедшего наконец тихую пристань».