Георгий Бурков родился в 1933 г. в Перми. Он с детства мечтал о сцене, так как, по его признанию, «рос на опере и балете ленинградского театра имени Кирова, знал целые спектакли наизусть». Он закончил юридический факультет Пермского университета и вечернюю студию при Пермском драматическом театре. При этом он постоянно занимался самообразованием и читал все подряд в местной библиотеке. Его знакомые о нем говорили: «Это только внешне Жора шалтай-болтай был, а по сути – энциклопедия ходячая. Не имея диплома, он знал больше иного профессора».
Бурков играл на сцене театров Перми, Березников и Кемерово. Однажды его увидела театральная журналистка из Москвы и рассказала о нем главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот захотел проверить способности актера-самородка и пригласил его на худсовет. В 32 года Бурков отправился покорять Москву, без специального образования и с заметным дефектом речи. Тем не менее актера приняли в труппу театра.
Первую в своей жизни столичную премьеру Бурков сорвал – накануне к нему приехал приятель из Кемерово, и они очень бурно отметили встречу. Директор театра хотел его тут же уволить, но главный режиссер вступился за актера и попросил дать ему еще один шанс.
В том же театре Бурков встретил свою будущую жену, актрису Татьяну Ухарову. И свадьбу он тоже чуть не сорвал, по той же причине – отметил событие с другом еще до начала церемонии, из-за чего чуть не сбил с ног невесту. Ухарова позже вспоминала: «Когда сказали: «Жених, можете поцеловать невесту», Жора стал на меня падать! Он же выше меня намного. Я его поддержала, тетка из загса сделала безумные глаза, а он, поняв, что падает, стал меня обнимать, схватил в охапку. Это сейчас я весело рассказываю, а тогда мне не до смеха было. Я же сбежала с собственной свадьбы».
В 1966 г. Георгий Бурков начал сниматься в кино, а через год состоялась эпохальная для актера встреча с режиссером Эльдаром Рязановым, благодаря которому его узнала вся страна. Фразы его героев тут же разошлись на цитаты, на экране он казался рубахой-парнем, понятным, простым и доступным, а в жизни был философом и аскетом, равнодушным ко всему материальному, идеалистом и мечтателем. Как и в кино, он был прекрасным рассказчиком, но на самом деле предпочитал проводить время наедине с книгами, особенно с возрастом.
В кино он часто играл роли гуляк и балагуров, хотя в жизни был очень домашним человеком. Его друг Виктор Мызников говорил: «Я не знаю не то чтобы романа, даже ни одного легкого увлечения. Жора был совершенно не ходок. Семья, Таня, дочка – вот что он любил. Ел только дома, терпеть не мог банкеты». Он мечтал о Дон Кихоте и Гамлете, о серьезных драматических ролях, которые действительно были ему под силу, но его постоянно приглашали на второстепенные роли недотеп и пьяниц. Он и в жизни мог выпить с друзьями, но алкоголиком не был.
Еще одной судьбоносной встречей было знакомство Буркова с Василием Шукшиным. Татьяна Ухарова говорила: «Трудно описать, что их связывало. Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: «Я встретил Человека». Знакомых было много, но соратников по духу не было. Они могли молчать вдвоем, один начинал фразу, а другой уже заканчивал. Шукшин удивительно чутко воспринимал Жору. Он его понял – первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра».
Актер страдал от ишемической болезни сердца, и первый раз попал в больницу с микроинфарктом в 1988 г. А через два года его не стало. Ему было всего 57. Позже опубликовали дневниковые записи Буркова, в которых были такие строки: «Смерть – пропасть. Нам кажется, что смерть у нас впереди. А она сбоку, она все время с нами. И каждый из нас в любое время имеет право на нее. Смерть – это не пропасть впереди, это пропасть рядом, сбоку, мы идем вдоль нее. И смерть –шаг в сторону. Пропускаем вперед идущих за нами».