
Часть 2. Юлиан и алеманны. Боевое крещение
6 ноября 355 года Констанций назначает Юлиана цезарем и отправляет его в Галлию. Кроме того, император окружил его штатом многочисленных помощников, которые должны были оказывать цезарю содействие в различных отраслях и одновременно осуществлять за ним негласный надзор. Одновременно для укрепления династических связей Юлиан должен был жениться на сестре Констанция Елене. По окончании торжеств Юлиан немедленно выехал в провинцию, откуда поступали тревожные вести.
Подозрительный Констанций не предоставил в распоряжение Юлиана достаточных средств и войск. Как цезарь, Юлиан обладал только административными полномочиями, и зависел от префекта претории и начальников военных корпусов. Это вызывало большие затруднения, в особенности первое время, когда он начал практически знакомиться с военным делом. Обучение военному делу стало прикладным. Юлиан с большой энергией учился владеть мечом, копьём, луком — прекрасная физическая подготовка, которая в то время была обязательной частью классического греческого образования, помогла новому цезарю легко переносить тяжести упражнений. По словам Либания, этим он дал пример того, что философия может поддержать человека везде, куда бы его ни закинула судьба.
Даже получив титул цезаря, Юлиан не изменил своим прежним привычкам в еде, одежде и удобстве. Он спал и ел ровно столько, сколько было необходимо, не носил украшений больше, чем это было обязательно для принца, и предпочитал максимально практичную одежду, в которой было не зазорно принять командиров вверенных ему войск, но и удобно в случае чего идти в бой. Во время суровой галльской зимы он не позволял топить спальню слишком жарко, и каждую ночь вставал, чтобы обойти патрули или сделать неотложные распоряжения. Солдаты любили Юлиана за то, что его рацион всегда был таким же, как у последнего солдата, и никогда он не давал такого приказа, который бы сам не мог исполнить.
Зиму Юлиан провёл в Виенне, собирая сведения о противнике и проходя военную подготовку. С наступлением лета он с небольшим эскортом добрался отсюда до Рем (современный Реймс), который был назначен пунктом сбора войск. По пути он нанес поражение отряду алеманнов, осаждавшему Августодунум. Из Рем римская армия направилась к берегу Рейна по стране, кишащей германцами.
Первое боестолкновение Юлиана с алеманнами было неудачным для римлян — германцы под покровом тумана сумели обойти Юлиана с тыла и напасть на два легиона арьергарда, которые были бы уничтожены, если бы не своевременно подошедшие подкрепления. Урок был усвоен цезарем со всей серьёзностью — войска стали двигаться медленнее и более осмотрительно, остерегаясь вражеских засад.

Затем был бой при Брумате. Для Юлиана это сражение стало первой большой битвой в жизни. Аммиан Марцеллин, в свое время служивший в армии нашего героя, писал:
«Юлиан построил боевую линию полукругом; обе стороны сошлись лицом к лицу, и начался бой. Враг был побежден на обоих флангах; одни были захвачены в плен, другие пали в бою, остальные бежали, положившись в спасении на быстроту ног.»
Убедившись на месте, что берег Рейна занят алеманнами и наличных сил недостаточно, чтобы в одиночку противостоять врагу, Юлиан повернул на север, где хозяйничали не менее заклятые друзья римлян — франки. Римляне отбили Конфлюентес (Кобленц) и Колонию Агриппины (Кёльн). Появление римской армии поубавило у франков спеси, и они согласились заключить перемирие.

Как писал Аммиан Марцеллин:
«Вступив в Агриппину, он воспользовался тем, что наглость франкских царей уменьшилась под воздействием страха, и не покидал этот город, пока не заключил с ними мир, который должен был дать хотя бы временное облегчение государству, и, таким образом, обеспечил свое обладание этой сильной крепостью.»
Затем, понимая, что зима близко, Юлиан с небольшим отрядом двинулся в Сеноны (Санц), чтобы расположиться там на зимние квартиры. Большая часть армии расположилась на зимние квартиры в Ремах, руководство ею осуществлял магистр конницы Марцелл. И надо же было такому случиться, что, едва достигнув города, цезарь был вынужден его оборонять.

Несколько германцев-дезертиров сообщили своим о местонахождении цезаря и составе находившихся при нём сил. Алеманны отреагировали моментально — германская дружина, численностью превосходившая отряд Юлиана, внезапно появилась под городскими стенами, однако ворота были своевременно закрыты, а осаждать города алеманны умели не так хорошо, как франки.

Римляне были всё время настороже, стены и ворота круглосуточно охранялись. Кроме того, Юлиан надеялся на помощь со стороны Марцелла. Простояв 30 дней и израсходовав все припасы, варвары вынуждены были отступить. Марцелл на выручку так и не пришёл.
Так завершилась кампания 356 года. Юлиан понял, с кем ему предстоит воевать, и что впереди еще немало напряженной работы по замирению алеманнов. Так в трудах и битвах прошел 356 год и наступил год 357-й. О кампании 357 года будет речь в третьей части нашей истории.