
«Внешность его была такова: среднего роста, волосы на голове очень гладкие, тонкие и мягкие, густая, подстриженная клином борода, глаза очень приятные, полные огня и выдававшие тонкий ум, красиво искривленные брови, прямой нос, рот несколько крупноватый, с отвисшей нижней губой, толстый и крутой затылок, сильные и широкие плечи, от головы до пяток сложение вполне пропорциональное, почему был он и силен и быстр в беге» — так описывал историк Аммиан Марцеллин одного из последних выдающихся римских императоров — полководцев Флавия Клавдия Юлиана
О полководческом таланте Юлиана, более известного как Юлиан Отступник читайте в настоящем лонгриде, эволюционировавшем из серии постов, публиковавшихся в 2020 году в нашей группе
Часть 1. Цезарь
Прежде чем говорить о войнах нашего главного героя, постараемся штрихами обрисовать его детство и ту ситуацию, в которой ему предстояло выйти на историческую сцену.

Юлиан родился в 331 году. Империей тогда правил Константин I Великий — тот самый, чей Медиоланский эдикт дал толчок превращения одной религиозной секты, созданной за три века до описываемых событий неким плотником из Назарета, в мировую религию. Называлась она христианство. В правление Константина позиции христиан укрепились, но окончательной победы новая вера не одержала.
Языческие храмы были частью разрушены, частью преданы забвению, однако ещё имели достаточно защитников. Христианство же пока не могло быть объединяющим началом, ибо еще при жизни Константина раскололось на враждующие группировки и проводимые при жизни императора первые Вселенские соборы нередко становились местом выяснения отношений не только при помощи догматов, но и на кулаках. Церковь все больше становилась мощной политической силой, избравшей своим руководством к действию не христово «Возлюбите друг друга» а павлово «Несть власти аще не от Бога».

Злые языки говорили, что сам Константин тоже был весьма специфическим христианином — на его монетах изображалось Непобедимое Солнце, он продолжал отправлять языческие обряды, а крестился только перед самой смертью в 337 году, более того, по арианскому обряду и крестил его арианский епископ. То есть он принял христианство в том виде, который сам же и объявил ересью. Есть интересная версия, что и крестился то он из чисто прагматических соображений — после того, как совет жрецов объявил, что убийства его собственного сына Криспа боги ему не простят и его ждут муки Тантала, а христианские священослужители сообщили, что Христос всепрощающий. Однако эта версия высказана в V веке историком Зосимом, язычником.
Итак, в 337 году Константин умирает, перед смертью успев провозгласить наследниками сразу трех своих сыновей и племянника, разделив римские провинции между ними. Сразу после его похорон началась жестокая борьба за власть, победу в которой одержал средний сын Констанций II. Чтобы отцовское наследство не дробилось и дальше, он приказал убить всех потенциальных претендентов на престол. За считанные месяцы императорская семья резко сократилась — от рук убийц, посланных Констанцием, погибли два его дяди и семь кузенов.

Наш герой в это время ведет жизнь обычного ребенка, родившегося в императорской семье. Когда Юлиану было полгода, умерла его мать. Но в шесть лет все изменилось — в ходе устроенной Констанцием кровавой бани был убит и отец Юлиана, Юлий Констанций. От боковых ветвей императорского рода остались лишь два мальчика, два юных племянника Константина — 12-летний Галл и 6-летний Юлиан. Как писал Либаний, впоследствии один из наставников и сподвижников нашего героя, когда убийцы пришли за детьми, Галл тяжело болел, и его не тронули, посчитав, что он умрет без посторонней помощи, а Юлиана пощадили из-за его малолетства.
Однако Констанций не успокоился и развязал войну с родными братьями, которых, видимо от переизбытка оригинальности, звали Констант и Константин. В этой войне он и его брат Констант одержали победу над третьим своим братом Константином, а в 350 году в результате мятежа полководца Магнеция был убит и Констант. Путем крайнего напряжения сил Констанцию II удалось выйти победителем из войны, самому царствовать и всем владеть.

Все это время наш герой, Юлиан, живет в замке близ Кесарии Каппадокийской. Живет в самой натуральной «золотой клетке». Он писал, что в это время они жили, как в тюрьме — в недостатке общества, постоянных стеснениях свободы и тайном надзоре:
«Ни один путник не мог посетить нас. К нам не пускали ни одного из наших друзей. Мы не получали никакого серьёзного образования, и ни с кем не могли поговорить, кроме как со своими рабами».
На всякий случай к мальчикам приставили епископа Евсевия, который не столько обучал братьев, сколько приглядывал за ними и докладывал об их поведении Констанцию. Кроме того, воспитанием ребёнка занимался и старый семейный учитель, вольноотпущенник Мардоний, хоть и христианин, но наполненный почтением к эллинской культуре. Он читал вместе с Юлианом Гомера и Гесиода, развил в нём чувство самодисциплины и любовь к философии.
В статусе полу-заложников полу-узников братья провели 6 лет, пока бездетный Констанций не озаботился мыслью о преемнике. Его жена Евсевия считала, что её бездетность — наказание за грехи мужа. В 347 году Констанций решил сделать наследником Галла, которому уже исполнился 21 год. Он вызвал его в Константинополь и даровал ему титул цезаря.
Возвышение брата благоприятно повлияло на судьбу Юлиана. Сначала он жил в Константинополе, но затем император послал его жить и учиться в Никомедию. Там регулярно выступал знаменитый ритор Либаний, но Юлиану было запрещено посещать его выступления. Тогда наш герой нанял человека, который ежедневно записывал для него каждую лекцию. Юлиан все больше проникался симпатией к культурному и философскому наследию античности.

В это время в его жизни снова произошли перемены — в 354 году Констанций вызвал Галла к себе, а пока тот находился в пути, приказал убить его за превышение должностных полномочий. 23-летний Юлиан, живший в ссылке в далёкой Никомедии, остался единственным наследником императорской династии. Император решил, что человек, которого мы бы сейчас отнесли к категории «ботаник», «задрот» или «книжный червь» не представляет для него угрозы, провозгласил нашего героя цезарем и отправил в Афины. Большего счастья Юлиан и представить не мог. В Афинах он стал слушателем знаменитой Афинской академии, в сидел на одной скамье со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

За несколько месяцев, проведенных в Афинах, Юлиан стал страстным адептом неоплатонизма — учения, составленного из основ древнегреческой философии и восточной эзотерики, главной целью которого был поиск единого абстрактного божества. В общем и целом наш герой мог радоваться жизни, но в ней произошел очередной крутой поворот.
Констанций срочно вызвал Юлиана к себе. Августа вряд ли интересовали религиозные взгляды кузена, скорее всего, он получил очередной донос, будто Юлиан мечтает о захвате власти в империи. Юлиану удалось оправдаться, и император смилостивился. Он заставил Юлиана сбрить отпущенную в Афинах бороду, женил его на своей сестре Елене и отправил новобрачного подальше от столицы в Галлию. Отправлял он его с двойным умыслом — с одной стороны хотел посмотреть, как двоюродный братец справится с управлением провинцией, а с другой — он прекрасно знал, что Галлия в это время была незатухающей горящей точкой, куда как к себе домой ходили заклятые друзья римлян — лихие германские парни, оставившие в истории след под именем алеманнов.

Западные границы империи превратились в решето. Германские племенные союзы франков и алеманнов ходили в Галлию с набегами как к себе домой, подвергая разгрому не только сельские местности, но и большие города.

В частности, жертвой их нападения стала Колония Агриппина (современный Кёльн), разграбленная франками. Решать проблему варваров и предстояло нашему герою. https://vk.com/@uzhukoffa-voiny-i-kampanii-uliana-otstupnika