Иван Лапиков – популярный советский кино и театральный актер. В 1982 году получил звание Народного артиста СССР, в 1979-м стал лауреатом Государственной премии СССР.
У него не было миллионной армии поклонников, о нем не сочиняли сплетни, с ним охотно работали ведущие режиссеры страны, но очень редко доверяли ему главные роли. Его любили вдумчивые ценители искусства кино, а широкая публика вряд ли сразу вспомнила бы лицо актера Ивана Лапикова. Может потому, что он олицетворял старшее поколение, за плечами которого была война, голод, разруха. Он одинаково хорошо смотрелся в образе простого работяги и монаха, защитника Отечества и хозяйственного руководителя, сельского и городского жителя, персонажа из классики и современного героя. В любом из этих образов он говорил «с последней прямотой».
Родился Иван Лапиков 7 июля 1922 года на хуторе Заячий в непосредственной близости от деревни Горный Балыклей, что в Царицынском уезде Самарской губернии (в настоящее время это Волгоградская область). Родители мальчика – обычные крестьяне Герасим и Марина Лапиковы. Мать родила сына прямо в поле и сама перерезала пуповину при помощи серпа.
Лапиковы зажиточными не были, имели средний достаток, но все равно боялись быть раскулаченными в 30-е годы. По этой причине они несколько раз меняли место жительства, старались не попасть под репрессии. Спустя много лет дочь артиста – Елена, скажет, что эта боязнь наложила отпечаток на характер Лапикова, он практически не откровенничал, держался настороженно и с трудом находил общий язык с людьми.
Школу Иван заканчивал в Сталинграде. В свободное время занимался в драматическом кружке, посещал репетиции самодеятельного оркестра в Доме культуры одного из местных заводов. Парень никак не мог определить, что ему нравится больше – актерство или музыка, и по окончанию школы оказался перед трудным выбором жизненного пути.
Родители Ивана были глубоко верующими людьми, для них актерство означало только одно – грех. Они пытались отговорить сына от актерской профессии, но молодой человек не стал беспрекословно выполнять волю отца и уехал из дома. В Харькове Лапиков стал студеном театрального училища, но проучиться ему удалось только два курса. Началась война.
В годы войны студент, теперь уже бывший, вернулся в Сталинград , участвовал в строительстве переправ и оборонительных заграждений. Весной победного 45-го Иван Лапиков, так и не доучившись в театральном вузе, поступил на службу в Сталинградский драматический театр им.Горького. Его задействовали, в основном, во второстепенных ролях.
На протяжении двух десятков лет Иван оставался верным этим театральным подмосткам. Кого он только не играл за эти годы. В его репертуаре был булгаковский Крапилин, шекспировский Гремио, гоголевский Ляпкин-Тяпкин. Самым любимым театральным жанром Лапикова была комедия.
Ивана Лапикова часто называют королем эпизода. Актер считал, что сняться в эпизоде и суметь завоевать любовь зрителя, намного тяжелее, чем исполнить роль главного героя. Главных героев любят всегда, а вот запомниться зрителю, мелькнув всего несколько раз на экране, это надо еще постараться.
Творческую биографию Иван Лапиков начал в 50-х, когда появился на съемочной площадке фильмов «Солдаты» и «Запасной игрок». Роли абсолютно незначительные, имени актера, воплотившего их на экране, даже не указали в титрах.
Всенародную любовь зрителей актер сумел завоевать после выхода ленты «Председатель», где ему доверили роль Семена Трубникова. Картина знакомила зрителя с послевоенной жизнью в деревне. Роль главного героя досталась Михаилу Ульянову. Он как-то сказал, что уважал и даже побаивался Лапикова, от которого исходила невероятная «психофизическая правда».
Иван настолько органично вжился в образ старика из фильма «Непрошенная любовь», что даже не верилось, что эту роль играет молодой артист. Лапиков примерил на себя роль деда Гаврила, спасшего красноармейца. Это знакомство полностью изменило взгляды его героя на мир, но это не остановило названного сына. Молодой человек покидает его дом, и возвращаться не собирается.
В картине «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского Лапиков перевоплотился в монаха Кирилла. Он сыграл гордого, завистливого, не блещущего талантами человека, который привык скрывать свои пороки за смирением и маской набожности.
Очень естественно артист смотрелся в образе старшины Поприщенко из фильма «Они сражались за родину». Съемочная группа видела в Лапикове не просто актера, а человека, пережившего войну, ужасы которой читались в каждом его взгляде.
В 1973 году на экраны вышла картина «Минута молчания», в которой Лапиков стал Борисом Краюшкиным. Эта роль принесла артисту Государственную премию имени братьев Васильевых.
Вскоре копилка работ Лапикова пополнилась образом главного героя в ленте «Истоки». Он сыграл Дениса Крупнова, сталевара. Сюжет этой семейной саги о двух поколениях сталеваров, о том, как они живут, о чем мечтают. Временной отрезок этой картины достаточно длительный, от революции до начала Великой Отечественной войны.
Доводилось Ивану Лапикову играть не только простых людей, но и занимающих высокое положение в обществе. В сериале «Россия молодая» артисту предложили стать архиепископом Афанасием. В исполнении Лапикова владыка получился очень колоритным персонажем. Глядя на него, кажется, что он кроме церковной власти наделен и общечеловеческой. Он очень умный, невероятно добрый и проницательный. Может быть и жестким, но не способным на жестокость.
Вскоре после этого фильмография артиста пополнилась драмой «Моя судьба», где Лапикову предложили примерить на себя генеральский мундир Михаила Ермакова. Как ему удавалось так просто и понятно передавать правду жизни на экране, не приукрашивая ее и не задумываясь о том, нравится ли он кому-то или досаждает, так и осталось загадкой. Талантливому артисту это оказалось по плечу, не взирая на то, что он так и не получил профессиональное образование.
Больше всего Лапиков запомнился своим поклонникам по роли Панкрата Назарова в первом советском многосерийном проекте «Вечный зов». Режиссерами этого фильма стали Валерий Усков и Владимир Краснопольский. После выхода этой картины на экраны, Лапиков удостоился Государственной премии СССР.
Затем артист получил приглашение на съемки в трилогии о войне «Фронт без флангов», «Фронт в тылу врага», «Фронт за линией фронта». Он воплотил на экране образ Ерофеича, за который его наградили премией Ленинского комсомола.
Иван как-то не особо заботился о своем здоровье. Когда у него случился инсульт, то доктора боялись делать утешительные прогнозы. Забота о больном легла на плечи жены, которая его и выходила. Дочь артиста помнит, как мама буквально подключила все свои связи и знакомства, но сумела вырвать мужа из рук болезни. Иван выздоровел и даже сыграл главную роль в картине «Семнадцать левых сапог». Дочь также говорила, что отец сильно волновался потому, что на его глазах происходил развал большой страны по имени СССР.
В 1993 году, на майские праздники, Иван Лапиков и Сергей Бондарчук отправились в подмосковную воинскую связь, чтобы выступить перед военными. Иван умер прямо на сцене. Дочка в одном из последующих интервью сказала, что отец всегда мечтал умереть на рабочем месте, как настоящий артист, а не в собственной постели или и того хуже, в больнице. Ивана Лапикова не стало 2 мая 1993 года.
Местом упокоения известного артиста стало столичное Ваганьковское кладбище. Память о Лапикове живет в его родной деревне, там в 2002 году открыли его музей. Спустя год установили мемориальную доску на доме, где он проживал в Волгограде.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/ivan-lapikov