О истории его создания:
— Заказчик: Александр II (сын Николая I);
— Проектант: Огюст Монферран (до открытия памятника не дожил);
— Скульптор: Петр Карлович Клодт;
— Стоимость: 753000 рублей серебром (примерный курс: 1 к 1000);
— Скульптура императора : Николай I одет в форму лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся;
— Конная натура: любимый жеребец Николая I – Амалатбек;
— Барельефы на пьедестале: события периода правления императора (Восстание декабристов, холерный бунт, награждение Сперанского за свод законов, открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург- Москва);
— Женские фигуры вокруг пьедестала: Вера (с крестом и Евангелием), Мудрость (с зеркалом), Правосудие (с весами), Сила (со щитом и копьем);
Противников у памятника всегда было немало. Кто-то видел в нем «гимн военщине», кто-то считал его неустойчивым. Узнаваемые черты лиц жены и дочерей Николая I в женских фигурах многие считали издевательством над моралью (учитывая любвеобильность императора). Немало эпиграмм посвящено расположению памятника на одной оси с Медным всадником (Николай I как бы «смотрит» в спину Петру I, а между ними – Исаакиевский собор).
После революции памятник не раз собирались снести или заменить фигуру императора на Фрунзе или Буденного, но памятник до сих пор находится на своем месте и украшает Исаакиевскую площадь Санкт-Петербурга.