«Тильзитский мир — позорное ярмо или упущенная возможность союза с Францией?»
После поражения Чётвертой антифранцузской коалиции, Петербургу опять пришлось выбирать внешнеполитическую стратегию. В окружении Александра сложилось несколько партий. Так, его «молодые друзья» — Чарторыйский, Новосильцев, Строганов, выступали за укрепление союза с Британией. Все их внешнеполитические проекты учитывали позицию Лондона. Многие родственники императора, особенно его мать – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, а также глава МИД А. Я. Будберг, главнокомандующий войсками на западном направлении Беннигсен, считали, что необходимо сохранять и укреплять союз с Пруссией. Третьи, министр коммерции Н. П. Румянцев, посол в Австрии А. Б. Куракин и М. М. Сперанский – считали, что России необходимо вернуть «свободу рук», не связывая себя союзническими отношениями. Они вполне разумно считали, что надо отказаться от попыток установить в Европе равновесие вооружённым путём, высказывались за необходимость установить дружественные отношения с Францией (благо Париж не раз пытался установить с Петербургом более конструктивные отношения) и проводить в отношении Британии более жёсткую политику. Главную задачу российского правительства они видели в торгово-промышленном процветании, а для этого был нужен мир и уменьшение роли британских товаров в российском товарообороте.
В целом все три партии были за мир с Францией. Но если «молодые друзья» императора хотели использовать перемирие для передышки, укрепления союза с Британией и другими врагами Парижа, чтобы продолжить борьбу с французами (к тому же они были против сепаратного соглашения России с Францией, без участия Британии), то другие группы считали, что затянувшуюся войну с Францией пора заканчивать, России выгодней не участвовать в старом конфликте Парижа и Лондона. Да и союз с Парижем мог принести Петербургу ощутимые выгоды.
К миру с Францией толкали и проблемы, возникшие в русско-английских отношениях. Расчёты Александра Первого на полноценную военную и финансовую помощь Британии не оправдались. Так, в 1806 году Лондон предоставил России только 300 тыс. фунтов из положенных 800 тысяч. Все попытки российской дипломатии добиться выплаты оставшейся суммы натолкнулись на отказ. России пришлось самой финансировать войну. В январе 1807 года встал вопрос о продлении нового русско-английского торгового договора – предыдущий был заключён в 1797 году и срок его действия завершился. На переговорах с английским послом Стюартом, министр иностранных дел России Будберг хотел изменить условия договора в пользу Петербурга, прежнее соглашение давало британцам большие преимущества. Естественно, британцы не хотели изменять выгодные условия, и переговоры зашли в тупик.
В результате становилось очевидно, что продолжать войну с Францией весьма глупо. Пруссия была разгромлена, Австрия не собиралась выступать против Франции, Англия ориентировалась в первую очередь на личные интересы, а не на общие, Россия воевала с Персией и Османской империей, на фронте войска потерпели ряд неудач, возникла угроза международной изоляции, негативная ситуация была и в области финансов. В итоге Александр I, несмотря на личную неприязнь в Наполеону, был вынужден пойти на мир с Францией.
Тильзит
Показывал готовность к переговорам и французский император. После поражения русской армии под Фридландом, французская армия бездействовала и не перешла границы России. Переговоры прошли несколько этапов. Сначала Петербург объявил, что готов к переговорам, если Наполеон примет условие о сохранении территориальной целостности России. И предложила вести переговоры не сепаратно, а с участием всех участников конфликта. Париж не претендовал на российскую территорию, Наполеон сам выступил за мирные переговоры, но был против участия в них других держав, особенно Англии. 9 (21) июня 1807 года было подписано перемирие. Попытки британцев помешать России заключить перемирие успеха не имели.
13 (25) июня два императора – Александр и Наполеон, встретились на реке Неман. Вопрос мира сомнений не вызывал, Франция и Россия устали от кровавой войны. Теперь надо было договориться о степени сближения двух великих держав (Наполеон хотел реального союза, а Александр желал сохранить «свободу рук») и размерах взаимных уступок. Это не были переговоры побеждённой стороны и торжествующего победителя. Александр соглашался разорвать отношения с Британией и признать изменения в Европе, но потребовал невмешательства Франции в русско-турецкие отношения и сохранить прусскую государственность во главе с Фридрихом Вильгельмом. Наполеон хотел реального военно-политического союза с Россией, чтобы закрепить господство Франции в Западной Европе, успехи военных кампаний, сделав их долговременными и завершить кампанию на Пиренейском полуострове. Кроме того, ему нужен был союз с Петербургом, чтобы вести борьбу с Британией – минимум присоединение России к континентальной блокаде, а лучше полноценное участие русских в борьбе с британцами.
Именно вопрос о союзе России и Франции вызвал больше всего споров Тильзите. Александр был за мир, но не видел будущего у союза с Францией. Российский император не хотел воевать с Англией и участвовать в континентальной блокаде (отказаться от торговых отношений с Британией), что повредило бы экономике страны. Кроме того, союз с Францией усиливал возможность вмешательства Парижа в русско-турецкие отношения.
Александру первоначально удалось отделить вопрос заключения мира от проблемы создания союза двух держав. Но затем переговоры осложнились – Наполеон предложил разделить европейские владения Османской империи между Россией и Францией и уничтожить Пруссию. Александр сообщил, что Россия не заинтересована в разделе турецких владений, но предлагает компромисс – разделение сфер влияния на Балканском полуострове, при участии Австрии. В отношении Пруссии Александр был непреклонен – прусская государственность, хоть и в усечённом виде, должна быть сохранена. Наполеон пошёл на уступку в отношении Пруссии, но потребовал выделить из неё польские области, которые Берлин получил во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой в конце 18 столетия. Французский император хотел восстановить польскую государственность, хоть и в весьма урезанном виде и под протекторатом Парижа.
В результате Александр понял, что Наполеон не примет условий России по Пруссии и Турции, без союзных отношений и согласился на тайный союз с Францией. В итоге было подписано два договора: открытый мирный договор и тайное соглашение.
Условия мирного соглашения
— Россия признавала все завоевания Франции. Париж добился признания Петербургом Жозефа Бонапарта — королем неаполитанским, Людвига Бонапарта – королем голландским, Жерома Бонапарта – королем вестфальским. А также признания Рейнского союза.
— Россия согласилась, что Пруссия потеряет земли на левом берегу Эльбы и из неё выделят области для создания герцогства Варшавского. Город Гданьск объявлялся вольным договором. Белостокский округ отходил России.
— Петербург соглашался стать посредником в англо-французских переговорах.
— Франция становилась посредником в переговорах между Россией и Турцией.
— Россия обязалась передать Франции Ионические острова и бухту Каттаро.
Кроме того, союзный договор предусматривал совместные действия двух держав против любой враждебной им третьей державы. Петербург должен был, если Англия откажется мириться с Францией, присоединиться к континентальной блокаде. В случае совместной войны с Османской империей, Париж и Петербург соглашались разделить её владения, кроме Стамбула и Румелии.
Ясно, что этот договор не был выгоден России, но в тоже время соглашение не было позорным. Так, в договоре не было запрета вести торговлю с Англией через нейтральные страны. Да и вступить в войну против третьей державы Россия должна была после выработки специальной конвенции. Вплоть до 1812 года стороны даже не приступили к разработке подобного соглашения. Таким образом, вопрос о военном взаимодействии Франции и России остался открытым и давал возможности для манёвра.
Сам Александр считал, что этот мирный договор и союз лишь дают время России, чтобы возобновить борьбу позже. Россия сохраняла внешнеполитическую самостоятельность, выиграла время для подготовки к новой войне, поиску союзников. К тому же, российский император считал, что империя Наполеона должна в ближайшее время столкнуться с серьёзными внутренними трудностями. В это же время произошла смена ближнего круга Александра – «молодые друзья» императора были отодвинуты в сторону, главой МИД был назначен Н. Румянцев, он был сторонником сближения с Францией и ограничения роли Англии. Одновременно выросла роль М. М. Сперанского. Правда, Российская общественность, уже привыкшая к громким победам русского оружия, была крайне недовольна. Чувство обиды в столичных кругах было столь велико, что и спустя 14 лет Александр Пушкин записал: «Тильзит!.. при звуке сем обидном / Теперь не побледнеет росс».
Последствия Тильзитского мира для Европы
Этот мир несколько стабилизировал ситуацию в Европе, которая до него была ареной ожесточённой войны. Австрия соблюдала нейтралитет. Пруссия была оккупирована французами и полностью деморализована, сохранившись как государство только по доброй воле России. В это же время в ряде стран шли различные преобразования. В России шли реформы административной системы – их разработчиком был Сперанский. В Пруссии преобразование системы было связано с именем фон Штейна. В Австрии И. Стадион и эрцгерцог Карл проводили военную реформу.