Спасение на море — Лайнер «Жорж Филиппар» и танкер «Советская нефть»

отadmin

Июл 6, 2022
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

В ночь на 16 мая 1932 года французский лайнер «Жорж Филиппар» шел из Коломбо в Джибути, имея на борту 505 пассажиров и 262 члена экипажа.

В час тридцать пять, когда корабль находился между современными Йеменом и Сомали, автоматическая противопожарная система зафиксировала пожар в трюме № 5. На взгляд никаких следов огня обнаружено не было, но вскоре пассажирка обнаружила, что в ее каюте необычайно душно, чувствуется запах гари, а проводка горячая.

В 2:15 разбудили капитана корабля. К этому моменту пожар распространялся по трюмам. Реакция на пожар была слишком медленной, в результате многие пассажиры начали спасаться, но погибли прямо в каютах и коридорах из-за угарного газа. К моменту, когда захлопнули противопожарные двери, более пятидесяти человек были еще живы, но оказались отрезаны огнем и задраены в изолированных помещениях. Шансов выжить у них уже практически не было.

Пожар быстро добрался до радиорубки (к счастью, SOS успели передать), а затем загорелись спасательные боты. Всего, по словам Луиса Кристофа, офицера «Жоржа Филиппара», удалось спустить только 6 из 20, и они все были мгновенно заполнены. Люди начали прыгать в воду.

В начале третьего Владимир Шабля, штурман танкера «Советская нефть», шедшего порожняком из Владивостока в Черное море, засек яркую светящуюся точку на горизонте. Радист Андрей Свирский в этот же момент получил сигнал с маяка: в море горит судно. Капитан Александр Алексеев не колебался, хотя танки еще не были дегазированы, и он рисковал, организуя спасение горящего судна.

«Советская нефть» задраила все, что поддавалось задраиванию, чтобы в случае чего избежать пожара у себя, и на полном ходу двинулась к месту катастрофы. Дорогой команда танкера готовила спасательное и пожарное оборудование; доктор Александр Вьюнов также приготовил весь свой арсенал, и к 4 утра, когда «Нефть» подошла к «Филиппару», команда советского судна была уже во всеготовности.

Спасательная операция, мягко говоря, не обещала быть легкой. Было темно — правда, «Жорж Филиппар» подсвечивался пламенем — к тому же, море волновалось. «Совнефть» слаженно спустила шлюпки и двинулась к терпящим бедствие.

Многих пришлось доставать из воды. Бот штурмана Шабли выловил отца с шестимесячной дочерью — уже почти умирающими в море; они были среди тех, кто остался в изолированной огнем части лайнера, но сумели выброситься в иллюминатор. Вьюнов титаническими усилиями выходил девочку.

«Жорж Филиппар» к тому моменту лишился управления и дрейфовал. На борту «Советской нефти» остались только капитан Алексеев, доктор Вьюнов, рулевой и минимум членов экипажа, необходимый для управления. Вся команда перемещалась на шлюпках между кораблями. С воды дико кричали, ветер сильно затруднял маневры. Ситуация несколько облегчилась, когда подошли два британских парохода, «Контрактор» и «Махсуд».

В конце концов, старпом Голуб со своим ботом снял последних — семь французских моряков во главе с сильно обожженным капитаном Виком. Всего до сотни человек погибли в огне и воде, из числа выживших 412 человек спасла «Советская нефть», остальных приняли на борт англичане, пароход «Махсуд» также принял 54 мертвых тела. К обеду «Нефть» перегрузила спасенных на борт подошедшего французского лайнера «Анре Лебон» и пошла в Суэц. Остов «Жоржа Филиппара» горел еще три дня и окончательно затонул. В силу этого последнего обстоятельства окончательно так и не удалось определить причину пожара. Однако правдоподобные предположения были сделаны.

Проблемы с противопожарной безопасностью на «Филиппаре» отмечались с самого начала; в первую очередь опасения вызывала ненадежная электросистема. Дефекты не стали устранять перед вводом корабля в строй из-за страха перед штрафами за задержку, в результате некоторые детали капитан Вик заменял чуть ли не кустарным способом в Иокогаме. Проблема в том, что доказать ничего уже было нельзя, судно лежало глубоко на дне морском, а детальный разбор трагедии был похоронен под валом гипотез и теорий заговора — скажем, на борт до выхода в море поступали анонимные угрозы уничтожить корабль. Существовала даже теория заговора о поджоге лайнера представителями судовладельца ради страхового возмещения — но проверить все эти гипотезы уже не было возможности.

Что до «Советской нефти», экипаж в ближайшие месяцы принимал награды от своей страны и иностранцев. Членов экипажа наградило и советское, и французское правительства, Алексееву среди прочего вручили именной секстан и золотые часы.

«Я горд выразить вам здесь признательность правительства и народа Франции за удивительное самопожертвование, проявленное вами, и прекрепить на вашу грудь медаль «За самоотверженность и храбрость»…Пусть не пропадет великий пример, поданный вами. Не должен ли тот же порыв солидарности и поддержки, который побуждает отдельную личность приходить на помощь себе подобным для спасения их от разнузданной стихии ветра и огня, побуждать также и народы соединиться для устранения бича войны» — это из речи посла Франции в Москве на церемонии награждения.

Врач «Филиппара» Гибье в интервью «Пти Паризьен» тоже не жалел слов благодарности:

«В течение этой безумной ночи мы наблюдали потрясающий пример героической помощи. Матросы и офицеры русского теплохода, рискуя своей собственной жизнью, спасают утопающих» — что танкер стал теплоходом, Бог с ним, но спасибо доктору за теплые слова.

Дальнейшая история «Советской нефти» была славной — танкер прошел Великую Отечественную (кстати, мы недавно писали о героической истории Александра Райкунова, его сторожевой катер был разрушен бомбой именно во время сопровождения «Советской нефти») и был списан только в 80-е годы. Капитан Алексеев умер своей смертью уже в 50-е. В общем, без вопросов героическая история.

Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

На фото капитан Алексеев, его рапорт, а также фотографии кораблей, экипажа «Советской нефти» и самого события.

Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"
Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

Источник >>>

Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

Спасение на море - Лайнер "Жорж Филиппар" и танкер "Советская нефть"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *