19 июня 1987 года — В районе Бердянска потерпел катастрофу самолёт Як-40

отadmin

Июн 19, 2022
19 июня 1987 года — В районе Бердянска потерпел катастрофу самолёт Як-40
Фото: aviarf.ru

В день происшествия экипаж 100-го летного отряда выполнил рейс Н-551 Запорожье-Одесса. После посадки в а/п Одесса экипаж провел предполетную подготовку к рейсу Н-528 Одесса-Бердянск и получил метеоконсультацию. Прогноз погоды по пункту посадки с 10:00 до 16:00 предусматривал: облачность 7 баллов кучевая, кучево-дождевая высотой 800 м, 7 баллов средняя, верхняя с верхней границей 8 000 м, видимость 6 км, дымка, ливневый дождь, гроза, ветер 20° 6 м/с с порывами до 9 м/с. Экипаж принял решение на вылет и в 10:07 произвел взлет. Полет проходил на эшелоне 6 300 м. В 10:58:20 экипаж установил связь с диспетчером КДП а/п Бердянск, доложил расчетное время прибытия и запросил фактическую погоду. Диспетчер КДП передал погоду за 10:50 – облачность 4 балла разорвано-слоистая высотой 210 м, 10 баллов средняя, видимость 4 км, ветер 70° 5 м/с с порывами до 8 м/с – и сообщил экипажу давление аэродрома 749 мм рт.ст., курс посадки 90°, полоса влажная. В 11:08:15 экипаж доложил о занятии 2 100 м и запросил разрешение на снижение. Диспетчер КДП передал экипажу удаление 75 км с азимутом 260° и указание следовать на высоте 2 100 м. В 11:09:05 в связи с наличием кучево-дождевой и мощно-кучевой облачности на высоте полета экипаж запросил снижение и получил разрешение занять высоту 1 200 м. О занятии этой высоты экипаж доложил в 11:10:55 на удалении 65 км от аэродрома. В 11:11:10 диспетчер КДП разрешил снижение с эшелона перехода 1 200 м до высоты круга 500 м по давлению аэродрома. Экипаж в нарушение НПП ГА-85 не доложил о выбранной системе захода на посадку.
    В 11:11:46 метеонаблюдатель передала на КДП информацию о грозе на юго-западе при порывистом ветре 210° и видимостью 2 000 м. В нарушение установленного метеоминимума аэродрома 200х2500 м (при отсутствии метеонаблюдений на БПРМ) диспетчер КДП не принял решение о закрытии аэродрома и не дал указание экипажу следовать на запасной аэродром. В 11:12:27 он получил повторную информацию от метеонаблюдателя о дымке и ливневом дожде при видимости 2 000 м, но повторно не принял мер по закрытию аэродрома и замеру нового значения коэффициента сцепления в условиях ливневого дождя. Исполнявший обязанности диспетчера ПДП зам. нач. аэропорта (ЗНА) также не принял мер по закрытию аэродрома и направлению самолета Як-40 на запасной аэродром. При этом ЗНА не сообщил диспетчеру КДП о имеющихся грозовых засветках на индикаторе посадочного радиолокатора, в связи с чем диспетчер посадки не мог обеспечить заход с использованием системы РСП. В результате эту информацию экипаж не получил и своевременного решения об уходе на запасной аэродром не принял. Инженер-синоптик АМСГ в нарушение НМО ГА-82 о необходимости выезда метеонаблюдателя на БПРМ не доложила.
    В 11:16:47 экипаж запросил диспетчера КДП о видимости и работе радиолокатора. Диспетчер сообщил, что видимость 2 000 м и радиолокатор работает. Получив эту информацию, экипаж принял решение заходить по системе РСП+ОСП по минимуму 80х1000 м.
    В 11:16:37 метеонаблюдатель вызвала диспетчера КДП для передачи штормового оповещения, на что он сообщил: «занят». В дальнейшем, проявив безынициативность, она в нарушение НМО ГА-82 не передавала штормовое оповещение на КДП и ПДП до 11:20:25.
    В 11:18:15 на удалении 20 км диспетчер КДП передал экипажу указание перейти на связь с диспетчером посадки. Установив связь с ЗНА на удалении 15 км в горизонтальном полете на высоте 400 м, экипаж получил указание взять курс 95° (в связи с уклонением влево 300 м) и принял информацию об отсутствии радиолокационного контроля на участке от 6 км до ВПП. Получив эту информацию, экипаж не принял решение о заходе по ОСП или об уходе на второй круг. В 11:20:15 ЗНА передал экипажу информацию о входе в глиссаду на удалении 8 600 м, нахождении точно на курсе и глиссаде и дал указание снижаться с высоты 400 м. Экипаж доложил о выпуске шасси и готовности к посадке. В 11:20:24 ЗНА разрешил посадку.
    В 11:20:25 метеонаблюдатель по запросу диспетчера КДП передала погоду за 11:20 с информацией о грозе, ливне, видимости 500 м, разорвано-дождевой, кучево-дождевой облачности 10 баллов высотой 210 м и ветре 280° 8 м/с с порывами до 11 м/с. При этом данную фактическую погоду на ПДП в нарушение НМО ГА-82 она не передала, а ЗНА, которому в 11:15:17 была передана лишь информация о скорости и направлении ветра, данных о всех метеоэлементах не потребовал. В результате экипажу не была передана информация о фактической погоде за 11:20 с опасными метеоявлениями.
    В 11:21 диспетчер КДП, усомнившись в фактической видимости 500 м, потребовал сделать контрольный замер, но в нарушение технологии работы диспетчеру ПДП (ЗНА) об этом не сообщил.
    После входа в глиссаду полет выполнялся на повышенной приборной скорости 240-250 км/ч (что для данных условий на 20-30 км/ч превышает рекомендованную РЛЭ), с превышением по глиссаде и правым уклонением, вследствие чего пролет входного торца ВПП был осуществлен в нарушение РЛЭ на скорости 250 км/ч вместо 220 км/ч и высоте 40-50 м вместо 10-15 м. Отсутствие у экипажа данных о фактической силе ветра и его направлении и ошибки КВС в технике пилотирования на участке выравнивания привели к значительному увеличению воздушного участка посадочной дистанции и приземлению самолета на удалении около 1 500 м от торца ВПП на скорости 208 км/ч, что на 12-24 км/ч выше рекомендуемой. Начало видимого белого следа от гидроглиссирования колес самолета на покрытии ИВПП находилось на расстоянии 910 м от выходного торца ВПП и в 9,8 м правее оси ВПП. В процессе движения самолета по ВПП имели место незначительные (на 1-2°) отклонения от прямолинейного движения. После пробега на полосе 780 м и на расстоянии от выходного торца ВПП 220 м, вследствие потери экипажем в условиях ливневого дождя и ограниченной видимости своего местоположения на ВПП и угрозы выкатывания самолета, была предпринята безрассудная попытка взлета. После схода самолета с ИВПП и КПБ на удалении 450 м от выходного торца экипаж прекратил взлет из-за наличия препятствий по курсу и отсутствия прироста скорости при движении самолета по рыхлому грунту. Самолет выкатился за пределы ИВПП на 1 075 м, в том числе за пределы аэродрома на 95 м. Он ударился правой плоскостью о будку. Часть плоскости был отбита. Затем самолет сбил два дерева, пересек шоссе, выкатившись на поле с его противоположной стороны с уклонением от оси ВПП влево 30 м, перевернулся через левую плоскость с ее отделением, разрушился и сгорел. На месте катастрофы погибли 5 пассажиров. 1 пассажир и два бортпроводника скончались в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы различной тяжести. Катастрофа произошла в 11:22:49.

Источник >>>

19 июня 1987 года — В районе Бердянска потерпел катастрофу самолёт Як-40

19 июня 1987 года — В районе Бердянска потерпел катастрофу самолёт Як-40

19 июня 1987 года — В районе Бердянска потерпел катастрофу самолёт Як-40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *