15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

отadmin

Июн 15, 2022
15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

Подлодка К-27 имела в свое время два «неформальных» прозвища на флоте: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Первое прозвище лодка получила из-за дикой дороговизны постройки. А имя «Нагасаки» лодка К-27 получила после масштабной ядерной аварии, увы, уже не первой в молодом советском атомном флоте. Просто лодка с прозвищем «Хиросима» у нас к тому времени уже была…

Советская атомная подводная лодка К-27, единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627 «Кит». Лодка являлась кораблём-лауреатом различных премий, из её экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза.
Опытная подводная лодка К-27 проекта 645 была первой атомной лодкой с двухреакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут. На этой же лодке были впервые применены автономные турбогенераторы.
Особенность конструкции АПЛ позволяло ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из отсеков. Реакторы на атомоходе были размещены ближе к носовой части. Это улучшало ходовые характеристики лодки, но одновременно ухудшало радиационную обстановку в центральном отсеке, где находилось командование корабля.
На атомной лодке легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали. Это также было впервые применено на К-27.

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

Закладка опытной атомной подводной лодки К-27 по проекту 645 состоялась 15 июня 1958 года на заводе № 402 (Северодвинск), 1 апреля 1962 года лодка была спущена на воду, в состав ВМФ СССР принята в октябре т.г..
Для сокращения сроков сдачи ПЛ заводские, ходовые и государственные испытания были совмещены.
За время заводских испытаний лодка прошла около 6000 миль, более 600часов под водой . Испытанию подвергался не только реактор ,но и все узлы и механизмы.
Еще тогда, в 1959 году на стенде в г.Обнинске, в центре обучения подводников, прозвучал первый звонок,что ядерный реактор с жидким теплоносителем имеет свои технические недостатки. В трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины. При соприкосновении с внешней средой, металл стал окисляться, в итоге произошла зашлакованость системы.
Морякам, а это были первые члены экипажа К-27,которые прибыли сюда на учебу, ничего не оставалось как в ручную демонтировать механизмы, при этом каждый из них получили огромную дозу облучения. Часть из моряков были помещены в госпиталь, потом списаны на гражданку. На руки никто из них не получил никаких документов. Они дали подписку на 25 лет о неразглашении того, что с ними случились. Так молча и уходили из жизни, не зная от чего.
Экипажу тогда в Обнинске пришлось дважды на себе испытать что такое радиационное облучении . И тем не менее атомная лодка была построена и сдана ВМФ.

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

За 5 лет своего пребывания в составе Военно-Морского Флота атомная подводная лодка К-27 совершила два длительных похода на полную автономность. Первый — в южные широты Мирового океана (21 апреля — 12 июня 1964 г., 52 суток). Там снова произошла серьезная авария на реакторе, и только благодаря спецтрюмным и лично капитана 3-го ранга Шпакова А.В, экипаж не получил большие дозы облучения. О радиоактивных распадах никто не говорил,
Второй — для несения боевой службы в заданном районе (15 июля — 13 сентября 1963 г., 60 суток). Во время походов подводная лодка К-27 плавала на различных глубинах, вплоть до рабочей и на различных скоростях.

13 октября 1967 года находясь очередной раз в море , произошла вторая авария на ядерном реакторе. С контура вылился свинец. Лодка возвратилась в базу. Спецтрюмные приступили к уборке радиоактивного сплава. Выдалбливать свинец приходилось в ручную с зубилом и молотком в руках. Мало того, что он был радиоактивный, то к этому надо добавить еще большую температуру, которая была в отсеке, в районе разлива свинца. Это был просто АД! Защиты у ребят от радиактивного воздействия не было никакой. Просто установили — работать не более 5-ти минут! Командир корабля Леонов П.Ф. построил экипаж, и обратился к нему с просьбой — помочь спецтрюмным! Объявил — дело это добровольное! Все моряки, стоящие тогда в строю (это около 100 человек) сделали шаг вперед! Металл был убран.

21 мая 1968 года несмотря на предупреждения моряков-подводников в частности спецтрюмных и ряда офицеров, что реактор не готов к выходу в море, командование дивизии обязало в приказном порядке командира корабля выйти в море для проверки после ремонта работоспособности энергетической установки, а также для выполнения учебно-боевых задач.

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

24 мая 1968 в 11-35 на атомоходе К-27 произошла ядерная авария. При проверке параметров энергетической установки на режимах полного хода произошел теплотехнический отказ активной зоны, выразившийся в падении мощности реактора. Одновременно были отмечены значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе. Наиболее вероятной причиной аварии считалось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава и шлаков.
В результате аварии облучились 144 члена экипажа, впоследствии пятеро моряков из них четверо спецтрюмных (Виктор Гриценко, Александр Петров, Вадим Куликов, Николай Воевода), умрут в страшных муках в госпитале. В районе реакторного отсека через сутки после ядерной аварии погибнет Иван Пономаренко. Получив свыше 1700 ренген выживет Николай Логунов.. Более половина экипажа ушла из жизни за эти годы. Десятки стали инвалидами. Многие и до настоящего времени не имеют никаких социальных льгот от государства. Их просто сегодня стараются не замечать и забыть. А ведь атомоход К-27,это не только был опытный образец для военного флота и науки. Этот корабль дал стране, которой он служил и защищал- ЧЕТЫРЕХ Героев Советского Союза, семь адмиралов, и десятки докторов и кандидатов наук. К этому следует добавить десятки академиков, профессоров и кандидатов медицинских наук, звания которые они получили при лечении экипажа в госпиталях.
Дальнейшая судьба АПЛ К-27 столь же несчастна, как и судьба его экипажа.
После аварии она еще 13 лет простояла у пирса, первоначально в Гремихе, потом в Северодвинске. Это была боевая атомная подводная лодка, там были реакторы с активной зоной. Значит требовалось обеспечить ее живучесть. Для этого к ней пришвартовали судно берегового обеспечения, который в течении 13 лет подавал на атомоход пар от своих котлов, обогревая системы ее жизнеобеспечения. Моряки-подводники, в частности офицеры Агафонов Г.А.Ткаченко В.Ф, Тимонин В., мичманы Литвиненко Ф, Набоке И. и многие другие, не жалея своего здоровья после мая 1968г устраняли ядерную аварию на корабле, принимали меры чтобы радиоактивность не распространялась вне лодки. В январе-феврале 1973 г. они совместно с учеными провели эксперимент по запуску неповрежденного реактора правого борта. В ходе этого им удалось вывести реактор на мощность 20% от номинальной.

В августе месяце 1981 года команда в количестве 10 человек во главе и.о. командира лодки капитана 2-го ранга Иванова Алексея Анатольевича, боцмана мичмана Петухова Геннадия Александровича, мичмана Овтина, Фильшина В.Кавуна И. и остальных моряков начали буксировать лодку в Карское море к острову Степовой. Там третьего сентября она была, в нарушении требованиям МАГАТЕ затоплена на глубине 33 метра вместо положенных 3000-4000тыс. метров.
Первоначальная попытка его затопить оказалась неудачной. Полузатопленная субмарина встала вертикально, превратившись в гигантский поплавок. Ведь длина корабля была 109 метров, а глубина 33 метра! После многочасовой попытки, лодка медленно, как бы в упрек тем кто ее топил, ушла на свой вечный покой.
Последним с лодки сошел капитан 2-го ранга Иванов Алексей Анатольевич, отдавший ей свыше 23 лет! Он прошел путь от молодо го лейтенанта до командира БЧ-5, два боевых похода. Не оставил ее и после аварии. После лечения в госпитале вернулся служить на корабль. А мог бы, как другие, уйти и продолжить службу в более «теплом»месте. По воспоминаниям очевидцев, которые тогда присутствовали при затоплении, ее и.о.командир плакал, когда она медленно уходила в небытие. Это были слезы настоящего офицера-подводника, любящего флот и корабль, которому отдал всю свою молодость ,все лучшие годы и здоровье! И с которым прощался навсегда!

Источник >>>

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

15 июня 1958 года — В СССР была заложена принципиально новая подводная лодка К-27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *