Прокладка нового пути на месте взрыва, 6 июня 1988 года
© Владимир Войтенко/ТАСС

4 июня 1988 года при подъезде к железнодорожной станции Арзамас-1 (город Арзамас, Горьковская область, РСФСР, ныне — Нижегородская область России) произошла детонация вагонов со взрывчатыми веществами. В результате погиб 91 человек, еще 744 человека получили ранения.

Грузовой поезд №3115 из 54 вагонов следовал с оборонного завода им. Я. М. Свердлова (город Дзержинск Горьковской, ныне – Нижегородской области) в Казахстан. В первых трех вагонах состава находились промышленные взрывчатые вещества: 30 т тротиловых шашек ТП-400, 30 т флегматизированного (со сниженной чувствительностью к механическим воздействиям) гексогена, 27 т октогена, 25 т аммонала и 5 т аммонита, а также 13 тыс. кумулятивных зарядов ЗПКС-80.

Суммарный тротиловый эквивалент этого груза составлял около 145 т. Взрывчатка была упакована в коробки из картона и ДСП, а также в мешки. Два первых вагона были цельнометаллическими, третий – деревянным. В нарушение установленных правил транспортировки взрывчатки вещества разных разрядов взрывоопасности перевозились в одном вагоне.

Утром в субботу 4 июня 1988 года поезд достиг Арзамаса. В 09:32 (по другим данным, в 09:37) мск возле автомобильного переезда, на удалении 324 м от здания вокзала Арзамас-1 произошел взрыв первых трех вагонов. В зону разрушения попали около 1 тыс. жилых домов (в основном индивидуальной застройки; 44 дома были разрушены полностью) и 160 промышленно-хозяйственных объектов. Образовавшаяся воронка имела длину 60-70 м, ширину 25-30 м и глубину 6-8 м.

В результате взрывов погиб 91 человек (из них 14 детей), еще 744 получили ранения. Пострадали 1 тыс. 502 семьи, из них 823 остались без крова.

Было повреждено 250 м железнодорожного полотна, линии электропередачи, электроподстанция, газопровод, городская канализационная система. Пострадали здание вокзала, две больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. Во многих зданиях Арзамаса взрывной волной выбило окна, были повалены столбы и деревья.

Одну из секций тепловоза отбросило на 200 м, при этом машинист поезда и его помощник остались живы.

По рассказам очевидцев, многие местные жители, увидев образовавшийся при взрыве столб дыма грибовидной формы, решили, что началась война, и Арзамас бомбят. Почти сразу начали распространяться слухи о том, что состав перевозил опасные химические и радиоактивные вещества — позднее эта информация не подтвердилась. Тогдашний председатель Арзамасского горисполкома Иван Скляров (впоследствии — губернатор Нижегородской области) вспоминал: «Возникло ощущение спецэффектов, как в голливудских фильмах… дома частного сектора… стали разрушаться изнутри. Такого ужаса я в жизни никогда не испытывал…» (цитата по книге О. Колобова и Н. Рыбакова «Взрыв. Техногенная катастрофа в Арзамасе 4 июня 1988 г.: факты, документы, комментарии»).

Взрыва всего поезда не произошло благодаря тому, что сразу за тремя первыми вагонами со взрывчаткой были прицеплены несколько пустых.

Областной штаб гражданской обороны эвакуировал из зоны ЧП 3 тыс. 950 человек. Около 500 человек участвовали в тушении возникших пожаров. Пожарные расчеты отсекли огненную стену от близлежащей нефтебазы, в тушении были задействованы несколько пожарных поездов. Энергетическое хозяйство в зоне ЧП удалось восстановить за сутки, водоснабжение и канализацию — в течение трех суток, газификацию — в недельный срок.

Короткое официальное сообщение о ЧП было опубликовано в день катастрофы. На следующий день, 5 июня, корреспондент ТАСС Эвальд Кессарийский передал из Арзамаса репортаж, в котором он поделился подробностями произошедших событий, уточнил информацию о жертвах (на тот момент погибшими были официально признаны 68 человек) и рассказал о ходе работ по ликвидации последствий взрыва. Несмотря на то, что власти оперативно информировали население страны о происходящем в городе, ЧП породило множество слухов и домыслов, не имевших документального подтверждения.

К ноябрю 1988 года для более чем 800 семей, которые лишились жилья, в Арзамасе были возведены два новых микрорайона общей жилой площадью 376 тыс. кв. м, включавшие в себя девять пяти- и девятиэтажных домов, а также 150 сборных щитовых домиков с коммунальными удобствами. В строительстве жилья участвовали тысячи добровольцев из разных регионов СССР, а также военнослужащие-строители Московского военного округа.

Общий материальный ущерб от катастрофы составил 110 млн руб. в ценах 1988 года.

Для расследования причин взрыва и организации восстановительных работ была образована правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР Геннадием Ведерниковым. Ее эксперты работали на месте происшествия до 1 ноября 1988 года. Следственные действия вели Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности СССР. Специалисты даже пытались сымитировать взрыв вагонов с подобной загрузкой на полигоне.

В качестве основной версии фигурировала самопроизвольная детонация взрывчатых веществ, просыпавшихся из поврежденной тары (мешков и коробок) из-за нарушения правил погрузки. Однако в ходе экспериментов такая же взрывчатка не сдетонировала в аналогичных условиях ни от механического воздействия, ни от взрыва пропано-бутановой смеси (недалеко от места взрыва под железнодорожными путями проходил газопровод, утечку газа из которого с последующим воспламенением следствие рассматривало как возможную причину катастрофы). Ряд специалистов считают наиболее вероятной версией возгорание взрывчатых веществ в первом вагоне от искр из трубы тепловоза.

СМИ также сообщали, что среди причин трагедии рассматриваются террористический акт или диверсия. Официальных заявлений о причинах катастрофы не последовало, материалы работы следственных органов не публиковались.

Трагедия в Арзамасе стала очередной в целой череде крупных катастроф техногенного характера в СССР второй половины 1980-х годов. К ним относятся крупнейшее в истории советской гражданской авиации крушение самолета Ту-154 в Узбекистане (1985 год, 200 погибших), взрыв Чернобыльской АЭС (1986), крушение парохода «Адмирал Нахимов» в Черном море (1986 год, 423 погибших), железнодорожная катастрофа в городе Каменске-Шахтинском (1987 год, 106 погибших). Год спустя после ЧП в Арзамасе под Уфой произошла крупнейшая в истории СССР и России железнодорожная катастрофа, когда при взрыве двух пассажирских составов погибли 575 человек.

Причиной большинства этих катастроф стал «человеческий фактор», также сказывалась изношенность оборудования, плохая организации контроля, устаревшие инструкции и пр.

5 июня 1989 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев в интервью советскому телевидению, говоря об этой серии катастроф, заявил: «Нас преследуют несчастные случаи — один, другой, третий. За многими из них стоят бесхозяйственность, безответственность, неорганизованность. Я не могу пока сказать убежденно, так ли это в данном случае, но мне кажется, что и тут есть упущения и нарушения в эксплуатации сложного оборудования… Нельзя проходить мимо таких вещей. Слишком часто они повторяются. Горько, очень горько».

4 ноября 1988 года ряд сотрудников милиции и внутренней службы (пожарных) были удостоены правительственных наград за мужество и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий взрывов. Орденом Красной Звезды были награждены Шамиль Айдагулов, Вячеслав Соловьев, Иван Тюмин и Вячеслав Храбалов — они первыми начали борьбу с огнем, организовали помощь пострадавшим и начали налаживать восстановительные работы. Медали «За отвагу» были удостоены Сергей Гагарин, Николай Гречко, Вячеслав Савенко и Николай Семиренко.

Близ места взрыва на ул. Ведерникова возведена часовня. Там же установлены мемориальные плиты с именами погибших и скульптурная композиция, которая состоит из искореженных рельсов и фрагментов вагонов, разбросанных взрывной волной, а также циферблата со стрелками, застывшими на отметке 9:32. Ежегодно 4 июня в Арзамасе проводятся траурные мероприятия в память о жертвах катастрофы.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.