11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер «Аврора». Он принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах. Холостой выстрел из носового орудия корабля послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца во время Октябрьской революции. В период между двумя войнами «Аврора» была учебным судном.
Во время Великой Отечественной войны в тяжёлые годы ленинградской блокады «Аврора» стоял у стены в порту Ораниенбаума и подвергался немецким обстрелам и бомбардировкам.
В сентябре 1941-го войска немецкой группы армий «Север» вплотную подошли к Ленинграду. Критическая ситуация вынудила руководство пойти на крайние меры: с крейсера сняли девять орудий и часть команды, образовав артиллерийскую батарею «А». Авроровцы сражались до полного исчерпания возможностей к сопротивлению, занимая позиции на Дудергофских высотах неподалёку от Красного Села.
Курсантов отправили на другие корабли, а сам крейсер был включён в систему ПВО Ленинграда и Кронштадта. Сначала в команде корабля было 260 человек, но потом краснофлотцы ушли на фронт, а с крейсера сняли часть вооружения. В июле 1941 года была сформирована батарея «А» («Аврора»). На ней было девять 130-миллиметровых орудий с крейсера, и обслуживали их матросы из экипажа. 10 сентября 1941 года батарея приняла неравный бой с противником. Моряки сражались до последнего снаряда. Когда закончились боеприпасы, они вывели из строя орудия и продолжали сражаться. Из 165 человек личного состава к своим вышли только 26.
После войны крейсер встал на вечную стоянку напротив Нахимовского военно-морского училища в Ленинграде. «Аврора» неоднократно ремонтировалась, поэтому оригинальных деталей на корабле осталось лишь примерно тридцать процентов.
Материал собран на основе открытых источников