Философское понимание долга как моральной мотивации для совершения поступков связано с установлением субъектом самому себе принципов, которыми он будет руководствоваться в своих поступках.
Так, И. Кант запрещает лгать даже возможному убийце: «…тот, кто лжет, какие бы добрые намерения он при этом ни имел, должен отвечать даже и перед гражданским судом и поплатиться за все последствия, как бы они ни были не предвидимы;
потому что правдивость есть долг, который надо рассматривать как основание всех опирающихся на договор обязанностей, и стоит только допустить малейшее исключение в исполнении этого закона, чтобы он стал шатким и ни на что не годным. Таким образом, это – священная, безусловно повелевающая и никакими внешними требованиями не ограничиваемая заповедь разума: во всех показаниях быть правдивым». Принципы морали должны быть истинны, то есть всеобщи, потому совершение поступка в согласии с рациональным принципом и есть подлинный долг человека. Таким принципом для И. Канта является категорический императив: «поступай так, чтобы мáксима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».