Официально начато судоходство по Ладожскому каналу 12 мая 1731 года. Водный транспортный путь, длинной 117 километров, вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева, на тот момент, крупнейшее гидротехническое сооружение Европы и стратегически важный военный объект России.

С начала 18 века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр I решил построить в обход озера канал.

По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 километров от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 метр. Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 метра ниже уровня Ладожского озера.

Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части. Из-за тяжелых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.

Осенью 1723 года Петр I лично проинспектировав работы на канале, был крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. Он приказал арестовать Скорнякова-Писарева и некоторых мастеров. Руководителем работ был назначен военный инженер генерал-лейтенант фон Миних. Он навел порядок, улучшил снабжение стройки и бытовые условия работников, им стали регулярно выплачивать деньги.

Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, для устранения зависимости судоходства от них, предложил усовершенствовать проект канала за счет сооружения шлюзов, водоспусков, плотин, резервуарных водоемов и других инженерных сооружений. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитом и приобрели архитектурное изящество.

После смерти Петра Великого Екатерина I резко сократила численность войск на канале. Темпы работ замедлились. Лишь благодаря неустанным стараниям Миниха к весне 1731 года строительство было завершено. Уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла канал, лично разрыв лопатой перемычку — последнюю поперечную стенку в Шлиссельбурге. К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы.

Официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу стало 12 мая 1731 года. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.