В Санкт-Петербурге в 1815 году на заводе российского инженера шотландского происхождения Чарльза (Карла) Берда было построено первое судно, движителем которого стала паровая машина. В России такие суда стали называть пироскафами от греческих слов огонь и судно, или чаще стимботами (англ. steam –пар, boat- лодка).

Термин «пароход» ввел будущий российский адмирал и путешественник Петр Иванович Рикард, который принимал активное участие в первом выходе парохода в Кронштадт. Само судно было построено на базе баржи «Елизавета», откуда и пошло его название.

Основные размеры судна были: длина- 18,3 метра, ширина- 4,5 метра, осадка- 0,6 метра. В качестве двигателя использовалась паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 12 л. с. (по другой информации — 4 л.с.). С помощью этой машины вращались гребные колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м. Котел машины топился дровами. Железная труба высотой более 7 метров была хорошо закреплена и в случае попутного ветра на судне можно было поставить парус.

Поздней осенью 1815 года судно вышло в свой первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Это расстояние пароход преодолел за три с небольшим часа. По некоторым данным, скорость парохода была почти 10 км/час или 5,5 узлов.

После успешного первого рейса пароход «Елизавета» продолжал ходить между Петербургом и Кронштадтом еще долгое время, перевозя пассажиров и буксируя небольшие баржи. Через пять лет на этой линии было уже четыре судна компании Чарльза Берда.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.