В основу фильма легла пьеса советского драматурга Льва Славина «Величие и падение дома Ксидиас», написанная ещё в 1932 году. На момент съёмок на сцене Театра Сатиры уже с успехом шла постановка под названием «Интервенция» с Анатолием Папановым в главной роли. А премьера киноверсии была запланирована к очередному юбилею революции.
Режиссёрское кресло предложили занять Геннадию Полоке, снискавшему большое признание после выхода трагикомедии «Республика ШКИД». Кандидатура была выбрана неслучайно — в интервью режиссёр не раз критиковал штампы и пафос фильмов о гражданской войне и призывал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Киноначальству такой настрой понравился, но, как оказалось позднее, только в теории…
Попасть в новую картину Полоки стремились многие популярные актёры. Сыграть Женю Ксидиаса мечтал Всеволод Абдулов, но неудачно прошёл пробы. Зато посоветовал режиссёру пригласить на главную роль своего давнего друга Владимира Высоцкого, на счету которого уже была «Вертикаль». Конкуренция у актёра была серьёзная: на роль репетитора-революционера пробовались Михаил Козаков и Андрей Миронов, игравший в спектакле «Интервенция». Но Полока, увидев в этом образе Высоцкого, сразу решил остановить пробы. Самому актёру сценарий очень понравился — специально для картины он написал четыре песни, две из которых вошли в фильм.
Работа над «Интервенцией» затянулась, и закончить съёмки к юбилею революции кинематографисты не успели. Однако конечным результатом и режиссёр, и актёры остались довольны. Тем неожиданнее стал вердикт, который услышал Геннадий Полока в Госкино после первого показа комедии: «Фильм является очевидной творческой неудачей киностудии «Ленфильм» и режиссёра, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты. Дальнейшую работу над фильмом признать бесперспективной, затраты списать на убытки киностудии…». Мюзикл Полоки обвинили в дискредитации большевиков и показе революции в развлекательной форме. Не понравилась картина не только чиновникам, но и самому автору пьесы Льву Славину.
Киногруппа решением комиссии была обескуражена. По инициативе Валерия Золотухина было написано письмо на имя Леонида Брежнева с просьбой вмешаться в дальнейшую судьбу фильма. В тексте объяснялась главная задача картины — вернуть интерес зрителей к теме революции с помощью новой музыкально-комедийной подачи. Упомянули и про неудачный монтаж, проведённый по инициативе директора киностудии. Письмо за подписью всех актёров было доставлено в ЦК. Однако ответа так и не последовало.
В результате готовую «Интервенцию» отправили на полку на целых двадцать лет, так и не выпустив картину в прокат. У режиссёра Геннадия Полоки осталась личная копия фильма, которую он изредка показывал на творческих встречах. Запрещённый фильм с Высоцким в главной роли зрители впервые увидели лишь в 1987 году, когда со смерти актёра уже прошло семь лет, а к теме революции интерес окончательно угас. Перед долгожданным прокатом фильм пришлось восстанавливать, а местами и переозвучивать, поэтому герой Высоцкого в некоторых эпизодах говорит Алексея Булдакова.