10 мая 1706 года был спущен на воду первый 19-пушечный корабль в Адмиралтействе — центре военного кораблестроения в Петербурге. Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией, которая длилась более двадцати лет, потребовала от России срочно заняться кораблестроением.

Все усилия Петра I были направлены на создание военного флота на Балтийском море. Нужно было строить галерный флот, который мог бы проходить в узких проливах, шхерах и действовать совместно с сухопутной армией. Нужно было также строить и большие корабли, способные вести боевые действия в море. Создаются новые меднолитейные и чугунолитейные заводы на Урале для вооружения флота, но верфей пока не хватает. Петр укрепляет Архангельск и начинает там постройку двух малых Фрегатов. В 1702 году взята шведская крепость Нотебург (Петрокрепость) при выходе Невы из Ладожского озера, а в следующем — крепость Ниеншанц, где был заложен город Петербург. Путь из Ладоги к морю был открыт и одержана первая морская победа: захвачены два шведских фрегата.Для защиты подходов к Петербургу была предназначена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) на острове Котлин. Началось строительство мощного военно-морского флота. Закладывались корабли на многочисленных верфях. Флот был создан и вскоре показал свое высокое боевое мастерство в битве при Гангуте в 1714 году.

Основывая новую российскую столицу на берегах не слишком гостеприимной для русских Балтики, Петр Первый видел будущий город не просто как центр политической жизни. Прежде всего он закладывал в окрестностях Заячьего острова центр будущего военного влияния на побережье Балтийского моря и по всей Северной Европе. И потому ему жизненно необходим был новый город как крупная военно-морская база. А какая же база в те годы могла существовать без собственных кораблестроительных мощностей?!

Вот потому первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга и стала Адмиралтейская верфь. В «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)» об этом событии сказано коротко и емко: «1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились…». А уже через полгода, 29 апреля (10 мая по новому стилю) 1706 года, со стапелей новой верфи сошел первый корабль — 19-пушечный прам, то есть плоскодонная парусно-гребная плавучая батарея. Он получил имя Arcanne, что в переводе с французского означает «красный мел» — плотницкий припас, которым корабелы размечали древесину при постройке кораблей.

А всего за 312 лет, прошедших с того дня, со стапелей Адмиралтейской верфи, продолжающей работать на оборону России и по сей день, сошли более 2600 кораблей и судов различного класса и назначения. И среди них немало легендарных и знаменитых.

С. Антонов

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.