7 мая 1917 года — Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

отadmin

Май 7, 2022
7 мая 1917 года - Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

Право назначения епископов принадлежало Святому престолу. Римско-католическая церковь получала право свободно устраивать братства, религиозные общества, духовные конгрегации и монашеские ордена в общем порядке на основании Закона о союзах. Было легализовано положение униатской Латинской церкви греко-католического обряда. В сфере епархиального управления и суда епископ стал свободен и не зависим от какого бы то ни было государственного вмешательства в его деятельность. Без участия гражданской власти он разрешал ремонт и постройку римско-католических церквей, сбора денежных средств на строительство храмов и на другие религиозные нужды.

______________

С приходом Временного правительства государственно-конфессиональная политика была переориентирована на построение в России светского государства. В программном документе Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном 7 марта 1917 года говорилось об отмене сословных, вероисповедных и национальных ограничений, тормозивших развитие капиталистических отношений в России».

Неизбежно отразилось на правовом статусе религиозных объединений снятие ограничений в политических, социальных и имущественных правах граждан в зависимости от их принадлежности к тому или иному исповеданию Постановлением «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»».

Закон Временного правительства от 14 июля 1917 года «О свободе совести» в основном повторял документ от 7 марта 1917 года: «Каждому гражданину Российского государства, — указывалось в пункте 1 этого закона, — обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры. Закон допускал вневероисповедное состояние и свободный переход из одного вероисповедания в другое.

7 мая 1917 года - Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

ВП оставило в неприкосновенности царские законы, определявшие отношения между государством, Православной церковью и другими религиозными объединениями, сохранив полномочия государства в отношении всех церквей и первенствующее положение Православной церкви. В одном из официальных документов подчеркивалось, что «Временное правительство сознает себя впредь до выработки Учредительным собранием новых основных законов стоящим в тесной близости к делам и интересам Православной церкви».

В состав Временного правительства входил обер-прокурор Синода, права и обязанности которого полностью определялись Духовным регламентом и всеми изданными в его развитие нормативными актами Российской империи. Взяв на себя функции по формированию состава высших органов церковного управления, Временное правительство 14 апреля 1917 года распустило старый состав Синода и назначило новый. При этом в ведении Синода и состоящих при нем учреждений сохранились все дела внутреннего церковного управления, что свидетельствует о сохранении государственной зависимости. В Министерстве внутренних дел был сохранен Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

20 июня 1917 года Православная церковь лишилась одной из выполняемых ею до сего времени государственных функций: в ведение Министерства народного просвещения были переданы церковно-приходские и церковно-учительские школы. Одновременно подобные школы оставались у лютеран, армян, евреев и мусульман.

Причем изъятие церковно-приходских школ производилось без согласования с органами городского и земского самоуправления, в чьем ведении в то время находилась хозяйственная деятельность начальных училищ в России. В условиях разрухи эти учебные заведения не получали со стороны государства необходимых средств для существования, что в результате привело к закрытию многих из них(;г>.

Постановлением от 5 августа 1917 года Временное правительство создало Министерство исповеданий, основной задачей которого был не контроль за внутренними делами конфессий, а лишь надзор за соблюдением ими действующего законодательства. Согласно постановлению об учреждении этого министерства, к его ведению были отнесены следующие вопросы: а) касающиеся ведомства православного исповедания, временно в том объеме, в котором они подлежали ведению обер-прокурора Синода; б) дела инославных и иноверных исповеданий, составлявшие до сего времени предмет ведения Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В ведение Министерства исповеданий передавалась канцелярия обер-прокурора (с упразднением его должности) и Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД с переименованием его и Департамент по делам инославных и иноверных исповеданий Министерства исповеданий3’1.
К компетенции Временного правительства было отнесено издание нормативных актов, определяющих внутреннее устройство религиозных объединений, которое должно было осуществляться по согласованию с ними.

Согласно постановлению Временного правительства от 17 августа 1917 года, Поместному собору Российской Православной Церкви предоставлялось право «выработать и внести на утверждение Временного правительства законопроект о новом порядке свободного самоуправления церкви». Но, несмотря на предоставление подобных привилегий, из владения Православной церкви изымались типографии, земли, дома и даже некоторые монастыри. И все же Временное правительство полностью не отстранило религиозные объединения от исполнения государственных функций, оставив, в частности, в их ведении регистрацию актов гражданского состояния. Правительство и органы, ведавшие конфессиональной политикой, учитывая просьбы религиозных центров, общин и верующих «инославного» и «иноверного» исповеданий, существенно расширили их права в части строительства культовых зданий, организации богослужений, процессий и церемоний, открытия школ и учреждения духовных изданий.

Принимались специальные нормативные акты, регулирующие правовой статус отдельных религиозных объединений. Так, 25 июля 1917 года были утверждены «Временные правила о положении Грузинской православной церкви в Российском государстве». Данный акт признавал автокефалию Грузинской церкви, определяя при этом ее национально-этнический состав, организационную структуру, формирование которой происходило по согласованию с государственной властью, права церковных учреждений на материальную помощь со стороны государства, правовой статус духовных учебных заведений. Во главе церковной иерархии стоял архиепископ Мцхетский католикос-патриарх, чье избрание подлежало утверждению высшей государственной властью1′». Однако эти правила были не в силах остановить стихийно начавшийся процесс обособления Грузинской православной церкви.

25 августа 1917 года Временным правительством был принят закон «Об изменении действующих законоположений по делам Римско-католической церкви в России». Согласно этому правовому акту, по вопросам общего характера, касающимся Римско-католической церкви, светские власти должны были сноситься только лишь с епископом. Право назначения епископов принадлежало Святому престолу по согласованию с российским правительством. Римско-католическая церковь получала право свободно устраивать братства, религиозные общества, духовные конгрегации и монашеские ордена в общем порядке на основании Закона о союзах. Было легализовано положение униатской Латинской церкви греко-католического обряда. В сфере епархиального управления и суда епископ стал свободен и не зависим от какого бы то ни было государственного вмешательства в его деятельность. Без участия гражданской власти он разрешал ремонт и постройку римско-католических церквей, сбора денежных средств на строительство храмов и на другие религиозные нужды. Епископ ставил в известность гражданские власти об открытии приходов, замещении должностей — приходских, капитульных, консисторских и должностей в духовных учебных заведениях, так как он был ответственен перед правительством за деятельность подчиненных ему лиц и учреждений.

Позитивные тенденции, наметившиеся в государственно-конфессиональных отношениях, среди которых можно отметить расширение самостоятельности и независимости религиозных объединений от государства, во многом оборвал октябрьский переворот 1917 года, усугубивший при этом тенденции негативные. Народы России были поставлены перед фактом коренного пересмотра места и роли религии в жизни общества и радикального изменения правового статуса религиозных объединений.

И. А. Куницын «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы» (М., 2000. 462 с.)

Источник >>>

7 мая 1917 года - Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

7 мая 1917 года - Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

7 мая 1917 года - Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *