Памятная доска на Млетском спуске в память сооружения Военно-Грузинской дороги, 1890-е
Строительство дороги началось в 1783 году, постоянное движение открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России в 1801 году началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1861 году руководство работами на дороге принял Болеслав Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано.

«Осенью 1782 года командование русской армией на Северном Кавказе принял троюродный брат фаворита императрицы, князя Григория Потёмкина – генерал-поручик Павел Потёмкин. Именно ему императрица доверила важную миссию – подписать Георгиевский трактат о дружбе 1783 года с представителем Грузии – царём Ираклием II. Церемония состоялась в бывшей крепости святого Георгия, ставшей позже городом Георгиевском», — рассказывает директор музея истории станицы Екатериноградской имени Пушкина Татьяна Гах.

Возникла необходимость наладить сообщение: к тому моменту Россию с Грузией связывали лишь контрабандистские тропы через горы. И Павел Сергеевич принял решение основать свою резиденцию в Екатерининской крепости – в то время от неё было удобнее всего прокладывать дорогу в Грузию.

Здесь оперативно построили каменный двухэтажный дворец для генерала, наместника Кавказа, казармы, склады, кабинеты и дома для чиновников. И по Указу Екатерины II в 1785 году станица стала столицей Кавказской губернии. Тогда же здесь возвели и 12-метровую Триумфальную арку в честь победы русской армии над турками и крымскими татарами.

В конце XVIII века Екатериноградская арка символизировала начало Военно-Грузинской дороги – первого пути из России в Закавказье, поэтому на ней огромными медными буквами сияла надпись «Дорога в Грузию». Эта арка была третьей в России, созданной в стиле русского классицизма (первые две — в Москве и Петербурге).

Через пять лет, в 1790 году, столицу губернии перенесли в Астрахань. Екатериноград стал сначала уездным, потом заштатным городом, а с 1822 года – вновь казачьей станицей.

«Екатериноградская арка, сохранённая местными жителями, восхищает, — поделилась впечатлениями сотрудница Ставропольской краевой библиотеки имени Лермонтова Антонина Ашихмина, недавно побывавшая в станице. – Вызывает чувство гордости факт, что сохранился такой памятник на Кавказе – с витыми чугунными воротами, напоминающими Эрмитаж в Санкт-Петербурге».

Зачем сносили?

Но есть на Северном Кавказе ещё одно символическое начало дороги в Грузию – это Триумфальная арка, или – Тифлисские ворота, в Ставрополе. «Колыбелью» города стала седьмая крепость Азово-Моздокской линии.

«Город получил статус столицы края в 1822 году, приняв «эстафетную палочку» от Георгиевска, — рассказывает одна из старейших экскурсоводов региона Татьяна Помелило. — Наши знаменитые Тифлисские ворота возведены на полвека позже Екатериноградских – в 1841 году. Название не случайное: почтовая дорога через Ставрополь – Большой Черкасский тракт – стала наиболее коротким путём из Санкт-Петербурга и Москвы в Тифлис, столицу Грузии. Триумфальная арка многие годы красовалась на окраине города, среди грязи и пасущихся домашних животных. В конце 30-х годов XX века Тифлисские ворота снесли. Восстановили лишь в 1998 году».

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.