«КИРОВЕЦ» К-701
К-701 — колесный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Он предназначен для пахоты, культивации, боронования. Кроме того, он может использоваться и на транспортных работах с навесными и прицепными машинами.
У трактора оригинальная компоновочная схема, которая называется «ломающаяся рама». Она состоит из двух полурам — передней и задней, соединенных между собой горизонтальным и вертикальным шарнирами. Первый дает возможность перемещения полурам при движении по неровной поверхности, второй же обеспечивает «складывание» полурам в горизонтальной плоскости при повороте трактора. В результате уменьшается ширина (не нужно пространство между шинами и рамой для поворота колеса) и радиус поворота. На передней полураме установлены: двигатель, коробка передач, кабина, топливный и масляный баки, передний ведущий мост. На задней — второй ведущий мост и, в зависимости от модификации, различные варианты навески или специальное оборудование, например ковшовый погрузчик. Вместо рессор у трактора широкопрофильные покрышки, обладающие необходимой жесткостью.
Управление поворотом — гидравлическое, с помощью двух гидроцилиндров и распределителя.
Основной агрегат трактора — силовая установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания и систем, обеспечивающих его работу. На К-701 устанавливают двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-240Б мощностью 220,5 кВт (300 л. с.). Это V-образный двенадцатицилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, с частотой вращения коленчатого вала при номинальной мощности 1900 об/мин и рабочим объемом цилиндров 22,3 л. У такой машины есть система предпускового подогрева, облегчающая запуск двигателя зимой.
Двигатель трактора соединен с трансмиссией, состоящей из полужесткой муфты, коробки передач, переднего и заднего мостов и карданной передачи.
Рис. 2. Компоновка трактора:
1 — дизель, 2 — вентилятор системы отопления, 3 — редуктор привода насоса, 4 — парораспределитель с редуктором управлення поворотом, 5 — рулевая колонке, 6 — вентилятор-пылеотделитель, 7 — сиденье водителя, 8 — кабина, 9 — гидробак, 10 — гидрораспределитель гидросистемы навесного устройства, 11, 14, 20, 22, 24, 25 — карданные валы, 12 — соединительная муфта вала отбора мощности, 13 — гидроцилиидр, 15 — навесное устройство, 16 — односкоростной редуктор вала отбора мощности, 17 — задняя полурама, 18 — колеса, 19 — тормозная камера, 21 — шарнирное устройство рамы и промежуточная опора, 23 — коробка передач, 26 — стояночный тормоз, 27 — ведущий мост, 28 — передняя полурама, 29 — водяной насос, 30 — котел обогрева, 31 — радиатор системы охлаждения дизеля, 32 — масляный радиатор дизеля коробки передач, 33 — масляный радиатор гидросистемы управления поворотом.
Каждые несколько минут с конвейера ленинградского производственного объединения «Кировский завод» сходит новенький трактор К-701 «Кировец». Тысячи этих машин работают на полях страны. Механизаторы не без гордости называют «Кировцы» степными богатырями. И их оценка справедлива. К-701 самый мощный сельскохозяйственный трактор в СССР. Он отличается высокой производительностью, простым управлением, удобной кабиной. «Кировец» популярен и за рубежом. Свидетельство тому — золотые медали международных выставок и ярмарок в Будапеште, Пловдиве, Загребе. Эти тракторы экспортируются в Канаду, Италию, Австралию. Более шести тысяч таких безотказных машин работает в социалистических странах.