Многоцелевой самолет Р-6 конструкции Андрея Николаевича Туполева – самолет-разведчик, истребитель дальнего сопровождения, «воздушный крейсер» для самостоятельных полетов в тыл противника, бомбардировщик и торпедоносец – стал первой машиной, построенной на Комсомольском авиационном заводе № 126 (сегодня — это КнААЗ им.Ю.А.Гагарина).

15 января 1936 года Приказом по Народному Комиссариату Тяжелой промышленности СССР начальнику строительства и эксплуатации завода № 126 К.Д.Кузнецову была поставлена задача параллельно со строительством завода, приступить к организации и освоению производства Р-6 морского и сухопутного варианта.

Производство Р-6 к тому времени было хорошо отлажено и отработано на других заводах, серийный выпуск был начат еще в 1929 году. Это была цельнометаллическая двухмоторная машина с жёстким каркасом и гофрированной обшивкой. В варианте «разведчик» имел три пары пулеметов, в т.ч. установку для стрельбы под «хвост», четыре внешних бомбодержателя.

На заводе же изготовление Р-6 проходило в условиях острой нехватки технологического оборудования и оснастки, не хватало квалифицированных рабочих. Р-6 собирались из неиспользованных заделов деталей, узлов и агрегатов разных модификаций, привезенных в Комсомольск вместе с технической документацией с двух заводов Москвы и Таганрога.

Тем не менее, для коллектива завода освоение этого самолета, который к 1936 г. как боевой уже устарел, стало первым важным опытом освоения авиационной продукции.

Уже 1 мая 1936 года первый самолёт Р-6, выкрашенный в цвет слоновой кости с нарисованными по бортам фюзеляжа и крыльям ступенчатыми голубыми стрелами, был передан из сборочного цеха на испытания. Нарком С.Орджоникидзе прислал директору телеграмму: «Рад вашим успехам. Шлю Вам и всему заводскому коллективу рабочих и ИТР привет».

На заводе еще отсутствовала летная служба и для испытаний первых самолетов пригласили летный состав из воинской части. Летные испытания успешно провели летчик Д.И.Буткин и бортмеханик С.У.Богданов. В эти дни в Хабаровске проходила краевая партийная конференция, и по настоянию руководства края и делегатов, самолет направился в Хабаровск, где было проведено несколько показательных полетов.

Из-за неготовности аэродрома испытания первых пяти самолётов Р-6 проводили на воде, переставляя их с колёсных шасси на поплавки с машины Р-5.

Программа выпуска Р-6 с 1936 по 1938 гг. на заводе завершилась сборкой всего 20 машин.

В истории отечественной авиации этот самолет оставил заметный след. В 1937 году в ходе операции по высадке исследователей в Арктике летчик П.Г. Головин выполнил на самолете Р-6 первый полет над Северным полюсом. В военной авиации 1936-1938 гг. Р-6 использовался как тренировочный, для перехода летчиков на скоростные самолеты. Широко применяли Р-6 Аэрофлот и Главсевморпуть. Во время Великой Отечественной войны на этих самолетах осуществлялись военные перевозки до 1944 года.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.