30 апреля 1916 года — Подписан контракт на строительство в деревне Фили зданий «2-го автомобильного завода «Руссо-Балт»

отadmin

Апр 30, 2022
30 апреля 1916 года - Подписан контракт на строительство в деревне Фили зданий «2-го автомобильного завода «Руссо-Балт»

История ГКНПЦ имени М.В. Хруничева

Так было положено начало истории Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева (сегодня входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Земли под строительство завода в Филях были приобретены у вдовы промышленника, статского советника и известного благотворителя П.Г. Шелапутина.

Директором строительства был назначен Г.В. Кульчицкий. Изначально предполагалось, что новый завод начнёт функционировать уже к лету 1917 года и будет выпускать автомобили «Руссо-Балт» серии С24/40. Но Февральская, а затем и Октябрьская Революции производственные планы изменили: новый завод Г.В. Кульчицкий сдал лишь в 1919 году.

В 1922-ом завод, годом ранее названный «1-й бронетанкоавтомобильный завод» (1-й БТАЗ), выпустил первые 5 советских легковых автомобиля «Промбронь» (серии «Руссо-Балт»). В 1923 году советское правительство по договору концессии передало 1-й БТАЗ немецкой фирме Юнкерс для организации на заводе промышленного производства цельнометаллических самолетов. В 1927 году договор был расторгнут и в том же году на базе бывшего концессионного завода был образован авиационный завод № 7 (через несколько месяцев он получил номер «22») — первенец отечественного промышленного самолетостроения.

В декабре 1941 года после эвакуации завода № 22 в Казань Государственный комитет обороны принял решение об организации на его площадях авиазавода № 23. До и в период Великой Отечественной войны завод № 23 освоил опытное производство, серийный выпуск и ремонт отечественных самолетов, созданных конструкторскими бюро под руководством А.Н. Туполева, В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина и других советских разработчиков. В Филях изготовили свыше 19 типов самолетов различного назначения: от разведчика АНТ-3 и пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 до «летающей крепости» — дальнего турбореактивного бомбардировщика ТУ-4.

В сентябре 1945 года «за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолетов» завод № 23 наградили орденом Ленина. 24 марта 1951 года на территории завода № 23 организовано опытно-конструкторское бюро № 23 (ныне — КБ «Салют», входит в Роскосмос) под руководством ведущего конструктора стратегических реактивных бомбардировщиков В.М. Мясищева. Созданные ОКБ-23 бомбардировщики М-4 и 3М стали основой ПВО страны того времени. Завод № 23 выпустил 123 опытных и серийных самолета М-4 и 3М различных модификаций.

В 1957 году за создание самолета 3М завод № 23 был награжден орденом Ленина. В середине 1950-х годов началась разработка сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков дальнего действия М-50 и М-52. В 1960–1961 гг. завод серийно изготовлял вертолеты МИ-6 конструкции М.Л. Миля. Постановлением Правительства от 3 октября 1960 года ОКБ-23 перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано в качестве Филиала № 1 в ОКБ-52, возглавляемое генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Производственной базой Филиала № 1 стал завод № 23, в 1961 году переименованный в Машиностроительный завод имени М.В. Хруничева» (ЗиХ).

В 1960-80-е годы в его цехах налажено серийное производство 4-х поколений межконтинентальных баллистических ракет. В 1960-х ОКБ-52 и завод разработали и наладили выпуск ракеты-носителя тяжелого класса УР-500, получившей в последствии название «Протон». РН «Протон» на долгие годы стала основой космической транспортной системы России. Было разработано и введено в эксплуатацию несколько ее модификаций. Наряду с разработкой и выпуском МБР и РН «Протон» Филиал № 1 и завод внесли весомый вклад в развитие пилотируемой космонавтики. Начиная с середины 1960-х годов в цехах предприятия изготовлено около 60 различных модулей (включая опытные образцы) орбитальных станций («Алмаз», «Салют», «Мир»), тяжелых транспортных кораблей снабжения (ТКС), возвращаемых аппаратов.

За успехи, достигнутые в области создания передовой авиационной и ракетно-космической техники, коллективы ОКБ-52 — КБ «Салют» награждены орденом Ленина (12 июля 1957 года), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 года), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 года). В условиях перехода страны к рыночной экономике и выхода предприятий на мировой рынок 7 июня 1993 года распоряжением Президента РФ на базе завода ЗиХ и КБ «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. В дальнейшем, в рамках стратегии реформирования космической отрасли, Центр Хруничева был реорганизован в крупную интегрированную структуру по разработке и производству ракет-носителей тяжелого класса и другой ракетно-космической техники.

Логическим продолжением работ по созданию орбитальных станций стало участие Центра Хруничева в строительстве модулей для Международной космической станции — «Заря», «Звезда», «Наука». В 2000-х гг. в Центре Хруничева на базе МБР РС-18 создали первую в России конверсионную ракету-носитель «Рокот», а также разгонные блоки серии «Бриз». Была разработана и в апреле 2001 года введена в эксплуатацию модернизированная ракета-носитель «Протон-М». В те же годы Центр Хруничева разработал и изготовил космические системы на базе малых космических аппаратов (МКА) связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) нового поколения — первый российский аппарат ДЗЗ «Монитор-Э» и МКА связи серии «Экспресс-МД».

Предприятие свыше 25 лет работает на мировом рынке пусковых услуг и участвует в масштабных космических проектах (МКС, Экзомарс), оказывает содействие другим странам в реализации их космических программ. Примером плодотворного сотрудничества стало создание национальной системы телевизионного вещания и фиксированной спутниковой связи «КазСат» для Республики Казахстан; создание кислородно-водородного разгонного блока 12КРБ для индийской ракеты GSLV и 1-й ступени для южнокорейской РН KSLV-1.

В настоящее время предприятие отвечает за создание и ввод в эксплуатацию космических ракетных комплексов «Ангара» (космодром Плесецк) и «Амур» (Восточный), в составе которых будут применяться экологически чистые РН «Ангара» различной грузоподъемности. Ввод этих КРК в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.

Источник >>>

30 апреля 1916 года - Подписан контракт на строительство в деревне Фили зданий «2-го автомобильного завода «Руссо-Балт»

30 апреля 1916 года - Подписан контракт на строительство в деревне Фили зданий «2-го автомобильного завода «Руссо-Балт»

30 апреля 1916 года - Подписан контракт на строительство в деревне Фили зданий «2-го автомобильного завода «Руссо-Балт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *