«В ряду реформ настоящаго царствования, отмена телесных наказаний, совершившаяся 17-го апреля 1863г., есть одна из благодетельнейших мер: — она ведет к смягчению нравов, к возвышению человеческаго достоинства и довершает уравнение личностей разных сословий пред судом и законом. Вся Россия с благоговейной признательностью к Царю-Освободителю приняла указ 17-го апреля 1863г. Признательность эта усугубляется, когда, по историческим данным, воспроизводится пред нами очерк учреждения и применения телесных наказаний в нашем отечестве в старину (…)

В 1801 году, Александр I, восходя на престол и одушевленный любовью к человечеству, возвестил непременную волю, дабы в его государстве «самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной»

Желание монарха в течении более полустолетия пребывало лишь в области желаний: там, где миллионы населения были законом обречены в тягчайшее крепостное рабство, — законодательство, для его поддержания, не могло не сохранять целую лестницу, если не пыток – являвшихся делом незаконным, то казней: розги, палки, плети, клеймы, кнут…

19-го февраля 1861 г., по мановению Царя-Освободителя, разсыпались железныя звенья крепостнаго рабства, а два года спустя, уничтожены и орудия, поддерживавшия целость этих цепей. Только с того времени – самое название шпицрутенов, клейм и плетей, «стыд и укоризну человечеству наносящее», действительно и навсегда изглаживается из памяти Русскаго народа».

Цитируется по: Студеникин Г.И. Заплечные мастера. Исторический очерк // Русская старина, 1873. – т.8. — №8

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.