29 апреля 1939 года — Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

отadmin

Апр 29, 2022
29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

ЦКБ-30 «Москва» после жёсткой посадки

Про первый в истории беспосадочный перелёт на самолёте АНТ-25 Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, совершённый 18—20 июня 1937 года слышали все. Про перелёт из Москвы до острова Мискоу летчика-испытателя — Владимира Коккинаки со штурманом Михаилом Гордиенко — единицы. Пора восполнить пробел.

Предыстория подвига

После неудачной попытки перелёта из СССР в США через Северный полюс в августе 1935 года экипажа С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко, друг конструктора Андрея Туполева Байдуков пришёл к Чкалову и заявил: «Я и Беляков предлагаем тебе стать командиром нашего экипажа в полёте через Северный полюс до США. От тебя требуется добыть согласия на вылет и взлететь на перегруженном самолёте. Эти два условия составляют 50% успеха всего мероприятия. Остальные 50% мы с Беляковым берем на себя». После «тренировочного» перелёта Москва — остров Удд в июле 1936 года, 18 июня 1937 года в 4:05 самолёт АНТ-25 под управлением Чкалова, Байдукова и Белякова взлетел с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Северный полюс. 20 июня в 19:30 мск после 63 часа 25 минут полёта самолёт произвёл посадку на американском военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда Ванкувере (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 км — по прямой).

Слава Чкалова и его товарищей не давала покоя многим лётчикам.

29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

Экипаж на переправе

Ближайшим последователем мог стать экипаж Владимира Коккинаки (1904—1985) и Александра Бряндинского. Лётчик Коккинаки и штурман Бряндинский приступили к подготовке перелёта в Америку после успешного беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток, совершённого 27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» конструкции С.В. Ильюшина. 7580 километров (6850 километров по прямой).

Стартовав 27 июня в 8:36 мск с подмосковного аэродрома Щёлково, через 24 часа 36 минут 28 июня в 16:12 местного времени самолёт приземлился в Спасске-Дальнем, проложив кратчайший путь от Москвы до Тихоокеанского побережья, попутно установив рекорд скорости на двухместном самолёте. За этот перелёт лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу и штурману Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но вмешался трагический случай. 4 октября 1938 года Бряндинский, в ходе операции по спасению совершившего 25 сентября вынужденную посадку у села Керби в районе Комсомольска-на-Амуре самолёта АНТ-37 «Родина» с женским экипажем Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой, погиб. Его «Дуглас» DC-3 в воздухе столкнулся с ТБ-3, пилотируемым командующим ВВС 2-й отдельной Краснознамённой армии Яковом Сорокиным. Погибли 15 человек, полетевших разделить славу, которым принимать участие в спасении героинь-девушек никто не поручал.

После гибели Бряндинского, место штурмана занял Михаил Гордиенко (1903—1972). Чтобы предельно облегчить машину, экономили на всём. Кислород закачали сжиженный, паёк сократили, даже сапоги для членов экипажа пошили из лёгкой кожи. При том, что фактический маршрут самолёта составлял более 8000 км, топлива взяли только на 8000.

Самолёт перед вылетом покрасили ярко-красной краской. На крыльях большими буквами написали «МОСКВА». Кто-то хотел надпись Moscow на английском, но Коккинаки заявил: «Пускай американцы учатся по-русски читать!».

29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

Полетели, сели

Отложенный беспосадочный перелёт начался ранним утром 28 апреля 1939 года. В 4:19 мск шасси оторвались от ВПП Щёлковского аэродрома и, успешно набрав высоту, через несколько минут оставив по левому борту просыпающуюся столицу, красная «Москва» взяла курс на Великий Новгород. Раннее время старта было выбрано неслучайно. Полёт на всём протяжении проходил «вместе с солнцем», т.е. при естественном свете, что очень помогало экипажу ориентироваться на местности и правильно определять местоположение самолёта в пространстве. Через несколько часов полёта далеко внизу остался пока ещё мирный Хельсинки. Затем под красными крыльями проплыл еле различимый норвежский Тронхейм. Далее по курсу была Исландия и хорошо видимая с многокилометровой высоты 800-метровая скала Фарвель (мыс Умана́рссуа́к) — самая южная точка Гренландии на острове Эггерс.

Через 22 часа 56 минут полёта, преодолев без малого восемь тысяч километров, ЦКБ-30 «Москва» совершил жёсткую посадку на заболоченном канадском острове Мискоу (Miscou) в заливе Святого Лаврентия, а не в запланированной точке маршрута, которой являлся Нью-Йорк. Справедливости ради следует отметить, что сделать это не позволили погодные условия. Все аэропорты Восточного побережья США были закрыты для посадки самолётов, и летчики изменили курс. Найти какой-либо пригодный аэродром не дали кончающееся топливо и стремительно надвигающиеся сумерки. Пришлось проползти по топкой американской земле несколько сот метров на брюхе, поскольку во избежание больших неприятностей, Коккинаки посадил «Москву», не выпуская шасси. В результате, самолёт получил серьёзные повреждения: пострадали оба крыла, на правом с креплений сорвало двигатель. Коккинаки сломал себе два ребра и получил удар по голове надувной лодкой, слетевшей с креплений под потолком за креслом пилота. Но оба остались живы.

Первомай Коккинаки и Гордиенко встречали в Нью-Йорке, опоздав на день на открытие Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня». Прилетевший из СССР самолёт ЦКБ-30 «Москва» экспонатом грандиозного советского павильона не стал, тем не менее, там летчики получили поздравительную телеграмму, которую перепечатали все центральные газеты мира: «Горячо поздравляем вас с благополучным завершением выдающегося перелёта Москва — Северная Америка. Ваш перелёт, покрывший 8000 километров за 22 часа 56 минут, показал, что мужественные отважные советские лётчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации. Обнимаем вас, желаем здоровья и крепко жмем ваши руки. По поручению правительства СССР В. Молотов, И. Сталин».

За беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка лётчики одним указом были награждены сразу двумя наградами: орденом Ленина и медалью «За отвагу», поскольку звания дважды Героя Советского Союза в 1938 году ещё не присваивали. Первым и за боевые заслуги звание дважды Героя Советского Союза было присвоено лишь 29 августа 1939 года майорам Сергею Грицевцу (1909 — погиб 16 сентября 1939) и Григорию Кравченко (1912 — погиб 23 февраля 1943). Так получилось, что медали «Золотая Звезда» впервые вручили лишь 4 ноября 1939 года. В тот день Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин прикрепил на грудь Кравченко сразу две звезды Героя. Но это совсем другая история.

***

Маршрут, по которому Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко прилетели в Северную Америку, оказался удобнее маршрута через Северный полюс АНТ-25 Валерия Чкалова, и с 1959 года стал основным для полётов гражданской авиации, связавшим с Америкой СССР и Европу.

Источник >>>

29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

29 апреля 1939 года - Завершился (начало 28 апреля) беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-30 «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Мискоу (США)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *