Афиша к фильму

Знаменитая комедия, ставшая настоящей классикой российского кинематографа, вышла в свет 28 апреля 1969 года. «Бриллиантовая рука» занимает почетное третье место среди самых популярных фильмов в истории советского кино — сеансы посетили более 75 миллионов человек!

Режиссером картины является легендарный Леонид Иович Гайдай, снявший не менее культовые кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82» и другие.

Юрий Никулин с женой Татьяной

На стадии производства фильм имел рабочее название «Контрабандисты», впоследствии изменив его на «Бриллиантовая рука» благодаря цензуре (рабочее название посчитали слишком агрессивным для жанра кинокомедии). Сюжет основан на реальных событиях: когда-то давно соавтор сценария Яков Костюковский прочитал в одной из советских газет заметку о швейцарских контрабандистах, пытавшихся вывести драгоценности в гипсе. Идея показалась чересчур оригинальной и решение о съемках долго принимать не пришлось. К тому же у Гайдая была прекрасная идея адаптации истории в советский формат благодаря фактуре и актерскому амплуа Юрия Никулина. Режиссер отдал предпочтение главной роли именно ему, так как уже работал с ним ранее и понимал, что именно этот человек сможет правильно изобразить главного героя. Специально для съемок в фильме «Союзцирк», в котором работал Никулин, дал ему полугодовой отпуск, чего раньше никогда не делалось. В итоге в фильме снялась вся семья актера: жена Татьяна в роли экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который шел по воде. Кстати, сам режиссер появляется в фильме трижды: в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция, его рука, закрывающая двери на несколько замков и в сцене со сном Козодоева, где снята та же рука.

Изначально на роль Геши Козодоева планировался Георгий Вицин, который был занят на съемках детской сказки. В итоге роль досталась молодому 27-летнему актеру Андрею Миронову, который обрел невероятную славу благодаря «Бриллиантовой руке».

А вот роль Лелика могла достаться сразу нескольким мэтрам советского кино: Анатолию Папанову (в последствии получившему роль), Михаилу Пуговкину и Леониду Сатановскому. Художественный совет выбрал первого кандидата.

Первый съемочный день состоялся 25 апреля 1968 года в павильонах «Мосфильма». В студии царила приятная атмосфера, созданная отличным актерским составом, который был бесконечно рад видеть друг друга.

По сюжету фильма события картины происходят в Турции, однако снимать пришлось в не самом подходящем месте — Баку. Как рассказывает исполнитель роли помощника аптекаря Леонид Каневский, изначально планировалось, что съемки пройдут в Болгарии, где гораздо больше сооружений, подходящих под изображение зарубежного города, однако бюджет фильма не позволял таких дорогостоящих переездов. Тем не менее поездка в Баку оказалась лучшим решением — климат располагал к съемкам, город очень красивый с замечательными и добродушными людьми, которые пускай и подглядывали за съемочным процессом, но когда наступал обед, выбегали из своих дворов и приглашали в гости.

Сцена, снятая в Баку. Улица Асефа Зейналлы. На стене дома справа видна надпись «Philips», которую решили повесить для создания атмосферы заграничного города.

Во время съемок Леонид Гайдай неустанно говорил своему оператору-постановщику Игорю Черных, что к фильму снимаются просто замечательные кадры. Кстати, именно Игорь Черных стал причиной появления фразы «Идиот, тьфу!», сказанной Папановым оператору во время подводных сцен у «Белой Скалы» (Папанов вспылил на Черных из-за очередного неудачного дубля, а вода между прочим была около +8°C — в последствии фразу оставили в картине). Специально для съемок большего количества архитектурных шедевров было принято решение попросить у городских властей на несколько дней музейный комплекс «Дворец Ширваншахов».

Григорий Шпигель, Юрий Никулин и Леонид Каневский

Съемки советской действительности проходили в Сочи. Сцены рыбалки у «Белой Скалы» проходили в Туапсе возле пионерского лагеря «Орленок». Ресторан «Плакучая ива» был построен прямо в павильоне «Мосфильма» (по другой информации — прямо в Сочи, в одном из ресторанов, принадлежавших другу члена съемочной группы). Гостиница «Чайка» (сейчас уже снесена) стала гостиницей «Атлантика» и находилась возле железнодорожного вокзала города Сочи. На Приморском бульваре Адлера снимался эпизод прогулки Горбункова со своей семьей. Сцена встречи с милиционером Володей — на улице Конституции в Сочи. Сцены лесной погони Геши и Лелика были отсняты в Павловской Слободе — село в Истринском районе Подмосковья.

Слева: угол улиц Фирдоуси и Сабира, г. Баку. Справа: проход во дворце Ширваншахов, через который Геша пытался улизнуть от Горбункова.

А вот первой московской съемкой стал эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись с мужчиной, у которого был медальон в виде черепа на груди. Этот эпизод сняли в подземном туалете около входа в «ЦПКиО им. Горького», что со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонек» Леонид Плешаков. Съемочная группа «Бриллиантовой руки» была максимально раскрепощена во время съемок и некоторые детали сценария менялись прямо на ходу, однако в какой-то момент к ним до самого конца съемок приставили капитана КГБ. С того момента сценарий получил около 40 поправок, связанных с советской цензурой. Требованием худсовета в фильме потребовали: сделать роль милиции более активной, убрать сцены с пионерами, которые поздравляют шефа контрабандистов, исключить реплики «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — социалистический реализм» (социалистический заменено на «этот самый») и «Партию и правительство оставили на второй год», убрать сцену с проститутками в заграничном городе, пьянство главного героя и другие.

Одна из самых очевидных сцен цензуры до сих пор видна в кадре: сцена, где героиня Нонны Мордюковой говорит: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу», на самом деле звучала не так. Вместо слова «любовницу» в оригинальном варианте звучало слово «синагогу». Актрису заставили переозвучить фразу, однако в фильме все равно видно, какое слово она произносит на самом деле.

Леонид Гайдай был мастером розыгрышей и уловок. Одну из них он применил после того, как почувствовал, что большинство юмористических сцен в фильме цензура попросту не пропустит и фильм невозможно будет сохранить в первозданном виде. Для этого он решился на трюк: добавил в конце фильма ядерный взрыв в море и заявил художественной комиссии Госкино о том, что согласен удалить любые сцены из фильма, но только не эту.

На вопрос о необходимости взрыва он ответил:

«Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!»

В последствии комиссия согласилась оставить фильм без правок только после того, как будет убран взрыв из финальной части фильма. На это, собственно, и рассчитывал Гайдай, чему не стал противиться и вырезал сцену из финального монтажа.

Также жесткой цензуре подверглась сцена стриптиза Светланы Светличной, которая в режиссерском варианте, показанном комиссии Госкино показала очень чувственный стриптиз. По приказу все той же комиссии сцены при показе на телевидении безжалостно вырезали, однако, как известно некоторым источникам, на киноконцерне «Мосфильма» все же осталась оригиналы откровенной съемки.

Зарплата съемочной группы на тот момент составляла: Леонид Гайдай — 4949 руб. за съемки и 2000 руб. за сценарий, Юрий Никулин — 5188 рублей, Анатолий Папанов — 2288 рублей, Андрей Миронов — 1920 рублей, Нонна Мордюкова — 1531 рубль, Нина Гребешкова — 792 рубля и Светлана Светличная — 346 рублей.

Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года. Худсовет принял картину очень прохладно, поэтому не питал никаких надежд насчет успеха картины, заранее предупредив Гайдая о последствиях. Тем не менее критики отмечали баланс эксцентричности комедийного начала картины, но жестко выразились насчет актерской игры Нонны Мордюковой и Юрия Никулина.

Майя Туровская — один из самых популярных кинокритиков того времени — описала свои впечатления следующим образом:

«Я увидела в материале удачные вещи и менее удачные. Там, где куски освобождены от быта, — это интересно. Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин, там, где он в бытовых сценах. Великолепна сцена с полковником, когда идут недосказанные фразы. Дети, кроватки — это все менее удачно. Многое можно опустить… Слабее всего управдом — Мордюкова. Ее очень много, и она не смешна. Вся эксцентрика превосходна…»

Зрителям же картина понравилась с первого просмотра и до настоящего времени. Фильм стал лидером проката 1969 года и носит звание лучшей отечественной комедией по опросу зрителей РТВ (1995 года), приуроченному к 100-летию кино. В 1970 году Леонид Гайдай и Юрий Никулин получили государственную премию РСФСР «За участие в создании кинокомедий последних лет». В 2010 году в память о персонажах в Сочи был открыт монумент «Памятник Горбунову и его семье». В Новороссийске в том же 2010 году был открыт «Памятник Геше», идущему по воде.

Вот еще некоторые факты о фильме;

  • Андрей Миронов в сцене, где он криком подает сигнал бедствия «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!», вызвал настоящий катер со спасателями, патрулирующий протоку неподалеку от места съемок;
  • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лелик, специально построили для съемок фильма в центре Сочи. После съемок мойку перевели в обычную эксплуатацию;
  • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолетом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живешь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери — такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
  • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю;
  • В концовке фильма крюк подъемного крана бьет наклонившегося Горбункова по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и через боль доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съемок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семена Семеновича известием о грядущем пополнении в семействе;
  • Съемочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. Там хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Ее должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съемке эпизода, когда Горбунков вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.

Имея абсолютный успех «Бриллиантовая рука» получила самый важный трофей — безграничную и бесконечную любовь советских и российских зрителей всех возрастов на все время истории нашего кинематографа.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.