Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в селе Красное Екатеринославской губернии (сегодня — в Донецкой области Украины), в семье агронома.

Заниматься музыкой начал с 5 лет. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором четырёх опер, симфонии, двух сонат и нескольких фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 году – дирижирования и фортепиано.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Красное, Украина. Отец мальчика являлся ученым, занимался агрономией. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, то с усердием приучала сына к музыке и инструменту. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию юноша выступал автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких фортепианных пьес.

В 1909 году юноша окончил учебное заведение по классу композиции, а через пять лет по дирижированию и фортепиано. Уже в ранний период появились характерные черты творческого облика Прокофьева: активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой и напряженная экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты»; острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута…».

Уже в ранний период выявляются характерные черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута…».

Прокофьев с 1908 года начала регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер-исполнитель собственных произведений. Когда в стране произошла революция, решает, что оставаться в России бессмысленно. Весной 1918 года уехал через Японию в США. Находился в эмиграции пятнадцать лет в Америке, Франции, Германии, Париже. В этот период композитор сочинил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» по Карлу Гоцци, экспрессивную драму «Огненный ангел» по Валерию Брюсову.

Творческое содружество с Сергеем Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» и «Блудный сын». В 1930 году для театра «Гранд-Опера» написал балет «На Днепре». В этот же период композитор приезжает на гастроли в Советский Союз и в 1932 году принял решение окончательно возвратиться на Родину.

С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж…

Возвращение стимулировало творческий процесс. В этот период появляется балет «Ромео и Джульетта», музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», произведения для детей. В конце 1930-х годов Прокофьев начал работу над целым рядом сочинений. Однако большинство из них оказалось отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной.

Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Льва Толстого. С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Борису Полевому. Симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре».

Мало кто знает, что Сергей Прокофьев являлся поклонником шахмат, причем играл далеко не на любительском уровне. Композитор выступал серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

В феврале 1948 года вышло постановление Центрального Комитета ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», в котором передовые отечественные композиторы: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Николай Мясковский, Гавриил Попов, Виссарион Шебалин, Арам Хачатурян оказались подвергнуты резкой критике за «формализм». Ряд сочинений Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств запрещен к исполнению, однако 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменен, а официальная пресса стала оценивать действия Комитета 1948 года как «некоторые перегибы».

В 1927 и 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину. Возвращение стимулировало творческий процесс. Были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936), музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», произведения для детей.

По следам постановления с 19 по 25 апреля 1948 года прошел Первый съезд Союза композиторов СССР, где основными гонителями Прокофьева выступили его прежний близкий друг Борис Асафьев, молодой композитор и секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников, а серым кардиналом «непримиримой борьбы с формализмом» стал музыковед Борис Ярустовский. В обширном докладе Хренникова на съезде критике подверглись многие сочинения Прокофьева, в том числе, его 6-я симфония и опера «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира». Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония. Композитор работал в день своей смерти, о чем свидетельствует запись даты и времени на рукописи с завершением дуэта Катерины и Данилы из балета «Каменный цветок».

Могила Великого музыканта, композитора Сергея Сергеевича Прокофьева

Великий музыкант, композитор Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 года в Москве, в один день с Иосифом Сталиным. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.