23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

отadmin

Апр 23, 2022
23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

Собор русских церковных иерархов

В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

За проведение такой церковной реформы выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного кружка «ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В кружок входили: Ртищев, новоспасский архимандрит Никон, настоятель Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Члены кружка «ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях.
Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.

23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

Со вступлением Никона на патриарший престол (1652 г.) кружок распался. Многие его члены впоследствии стали активными участниками раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др.
Протопоп Аввакум, Даниил и другие считали, что русская церковь, по сравнению с греческой, сохранила «древлес благочестия» и предлагали проводить унификацию религиозных книг по древним русским богослужебным книгам, а не по греческим образцам. Другие члены кружка, – Стефан Вонифатьев, Ртищев, к ним позднее примкнул Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Восточной Европы.

Церковная реформа, прежде всего, началась с исправления русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. «

Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов , для этой цели и был собран собор 1656 года.
На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, ему ответил патриарх Антиохийский Макарий :»Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята» .

Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.

В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.

23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666-1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.

Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666-1667 года стали главным причинами раскола 17 века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.

И только на Поместном Соборе Русской православной церкви от 31 мая 1971 года все решения соборов 17 века, в том числе и решение собора 1656 года против старых обрядов были отменены:»Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие » .

Таким образом .На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными» .

Тем самым РПЦ в Советское время отменила те свои же постановления за несоблюдение которых был сожжён епископ Павел и протопоп Аввакум и тем самым отделив себя от Вселенской полноты Православия, где двуперстное сложение при крещении недопустимо.

Источник >>>

23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

23 апреля 1656 года — Собор русских церковных иерархов постановил отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *