И. Е. Репин. Портрет И. М. Сеченова, русского физиолога, 1889 год. 

20 апреля 1866 года, в России был приостановлен выпуск книги Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». Случилось это в самый разгар борьбы Церкви с распространением идей материализма, атеизма и социализма. Поэтому и формулировка, с которой прекратили выход издания, звучала соответствующе: «за пропаганду материализма».

Что же такого революционного написал в своей книге знаменитый русский физиолог и просветитель.

«Войдёмте же, любезный читатель, в тот мир явлений, который родится из деятельности головного мозга», — приглашает автор на одной из первых страниц. Иван Сеченов активно популяризировал в российском обществе медицинские знания, учение Дарвина и эволюционную теорию в целом. Он занимался переводами иностранной научной литературы — например, перевёл на русский и издал труд Дарвина «Происхождение человека и подбор по отношению к полу». Печатался в литературно-политическом журнале «Вестник Европы», где пытался объяснить механизмы духовной деятельности человека материалистическими соображениями.

Статьи Сеченова вызывали острую полемику, а аудитории, в которых он выступал с лекциями, всегда были переполнены. Как-то к нему обратился поэт Николай Некрасов, издававший журнал «Современник». Он предложил учёному опубликовать на его страницах статью о проблемах естествознания. В 1863 году статья была готова.

Тогда она называлась «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу». Но цензура не дремала. Название слишком явно указывало на намерения автора, поэтому Сеченов упростил его, сменив на «Рефлексы головного мозга». Пришлось сменить и издание, выбранное для публикации. Вместо популярного «Современника» учёный был вынужден довольствоваться малоизвестной газетой «Медицинский вестник».

Из этой статьи в дальнейшем и вырос фундаментальный научный труд Ивана Сеченова. Учёный опровергал устоявшиеся представления о человеческой психике. Основной тезис состоял в том, что любая психическая деятельность — это не более чем реакция мозга на внешние стимулы. В те годы это звучало революционно и шокирующе. На протяжении веков психика считалась проявлением души в человеке («психе» в переводе с древнегреческого и означает «душа»), и вот русский физиолог в середине XIX столетия заявляет, что это не так и всё, оказывается, более прозаично.

«Вам, конечно, случалось, любезный читатель, присутствовать при спорах о сущности души или её зависимости от тела», — с этой фразы начиналась книга «Рефлексы головного мозга». Далее автор сравнивал мозг с машиной и утверждал, что иногда, при некоторых условиях, он и действует как машина, что проявляется в непроизвольных движениях тела. «Ввиду таких результатов стремление определить условия, при которых головной мозг является машиной, конечно, совершенно естественно. Ведь выше было замечено, что всякая машина, как бы хитра она ни была, всегда может быть подвергнута исследованию», — делал вывод Сеченов.

Своё учение он излагал доступным и понятным языком. А приводимые им примеры действительно шокировали обывателя. Да и сейчас могут шокировать. «Отрежьте лягушке голову и бросьте её на стол. В первые секунды она как бы парализована; но не более как через минуту вы видите, что животное оправилось и село на стол в ту позу, которую оно обыкновенно принимает на суше, если спокойно, т. е. сидит, как собака, поджавши под себя задние лапы и опираясь на пол передними. Оставьте лягушку в покое или, правильнее, не касайтесь её кожи, и она просидит без движения чрезвычайно долго. Дотроньтесь до кожи, лягушка шевельнётся — и опять покойна. Щипните посильнее, и она, пожалуй, сделает прыжок, как бы стараясь убежать от боли».

Несмотря на то, что статья о рефлексах была опубликована в малоизвестном издании, с ней ознакомилось множество людей. Тема стала предметом для обсуждений в светских салонах, у Сеченова появились многочисленные почитатели. Всё это не нравилось властям: научная работа была воспринята как вызов христианскому мировоззрению, а ведь государство в значительной мере опиралось на Церковь и её вероучение.

Решив издать отдельную книгу, Сеченов предсказуемо столкнулся с препятствиями. Учёному было объявлено, что он пропагандирует «учение крайнего материализма». Весь тираж, составлявший 3 тысячи экземпляров, был отпечатан и арестован. «Эта материалистическая книга отвергла свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведёт положительно к развращению нравов. Книга Сеченова вредна как изложение самых крайних материалистических теорий», — писал цензор.

Над тиражом нависла угроза уничтожения. Целый год велись переговоры между министерствами внутренних дел и юстиции о том, стоит ли его ликвидировать, а автора предать суду по статье «Уложения о наказаниях» (первого уголовного кодекса в России), которая карала писателей, имеющих целью «развращение нравов и явно противных нравственности и благопристойности».

В конце концов министры решили, что гласный уголовный процесс только создаст Ивану Сеченову дополнительную славу и привлечёт ещё большее внимание к его книге. Арест был снят, и «Рефлексы головного мозга» поступили в продажу. Кстати, Сеченов настаивал на том, чтобы цена была невысокой, доступной широким массам.

В 1871 году вышло второе издание книги. Правда, это не мешало ей ещё очень долго, на протяжении двух с лишним десятилетий, числиться в списках запрещённых к хранению в библиотеках.

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.