В старших классах Сергей был исключен из школы за хулиганство, затем недолгое время работал учеником пекаря, токарем, плотником. В то же время начал заниматься в местной балетной студии, где вскоре стал лучшим учеником.

В 1929 году по настоянию преподавателей Филиппов отправился в Москву поступать в балетное училище при Большом театре (ныне — Московская Государственная академия хореографии), но опоздал на вступительные экзамены. Не успел начинающий танцор поступить и в Ленинградский хореографический техникум (ныне — Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). Тогда Филиппов подал документы в только что организованный Эстрадно-цирковой техникум Ленинграда на балетное отделение.

В 1933 году сразу после окончания техникума Cергей Филиппов был принят в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне — Мариинский театр). Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета.

Сергея Филиппова называют актёром эпизода, действительно, у него за всю жизнь была только одна главная роль в кино — Кисы Воробьянинова в «12 стульях» Леонида Гайдая. Во время съёмок Филиппов почувствовал себя плохо, обратился к терапевту. Диагноз был неутешительный — опухоль мозга. Актёру повезло, нашлись врачи с золотыми руками, которые спасли ему жизнь. После операции Сергей Филиппов всем рассказывал одну шутку: «Фурцева про меня говорила, что я дурак. Неправа она. У меня мозга кусок вырезали, а я всё ещё умный».

Начинающий актер поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на различных театральных площадках Ленинграда. В 1935 году, во время одного из концертов, его игру увидел театральный режиссер Николай Акимов, руководивший в тот период Ленинградским театром комедии (ныне — Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова). Мэтр сразу предложил Филиппову поступить к нему в труппу. В Театре Комедии за Филипповым с первых же спектаклей закрепилось амплуа комика.

Наиболее успешными театральными ролями Филиппова стали управдом Макаров («Простая девушка», 1938); член месткома Родионов («Страшный суд», 1939); содержатель театра Пустославцев («Лев Гурыч Синичкин», 1946); Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты», 1946); Осип («Ревизор», 1958); Брусков («Что скажут завтра», 1958).

В 1937 году состоялся кино-дебют Сергея Филиппова в военной драме братьев-режиссеров Рафаила и Юрия Музыкантов «За Советскую Родину», где он сыграл эпизодическую роль финна. После этого приглашения на съемку следовали одно за другим. В этом же году Филиппов сыграл партизана в историко-революционном фильме режиссеров братьев Васильевых — «Волочаевские дни».

Режиссёры, с которыми работал Филиппов, иногда пытались использовать его увлечение безобразием в корыстных целях. Когда начинающий режиссёр Эльдар Рязанов ставил свою первую картину «Карнавальная ночь», он долго искал подходящего актёра на роль лектора. Кто-то предложил попробовать Филиппова. Актёр ехал на пробы из Ленинграда, в поезде вечером принял для согрева, утром добавил и на площадке был уже «очень хорош». Рязанов поначалу решил — лектор должен быть пьян по сценарию, и Филиппов пьян, что может быть лучше. Но ни одного дубля не получилось. Не выходил у пьяного Филиппова пьяный лектор ни в какую. Только через несколько дней, когда эфирные пары выветрились, Филиппов снова появился на съёмочной площадке «Карнавальной ночи». В этот раз он был трезв, как стёклышко, и в этот раз сыграл напившегося лектора с первого дубля.

Затем последовал еще ряд запоминающихся комедийных образов: погромщик складов («Выборгская сторона», режиссеры Леонид Козинцев, Григорий Тауберг,1939), железнодорожник («Аринка», режиссер Юрий Музыкант, 1939), ефрейтор Шпукке («Новые похождения Швейка», 1943), немецкий разведчик Краусс («Беспокойное хозяйство», режиссер Михаил Жаров, 1946), капрал и скороход («Золушка», режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947).

В 1954 году вышла на экраны комедия режиссёров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров», где актер сыграл дрессировщика тигров Алмазова. Этот образ сделал комика знаменитым.

В 1956 году Филиппов снялся в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», сыграв лектора Никодилова. Актер снялся и в еще одном фильме Рязанова — «Девушка без адреса» (1957), где он исполнил роль начальника «передаточной» конторы Комаринского.

Успешными стали и другие киноработы этого периода: Семен Ползиков в ленте «Ночной патруль» (режиссер Владимир Сухобоков, 1957) Иван Саврасов в фильме «Шофёр поневоле» (режиссер Надежда Кошеварова, 1958), директор театра в комедии «Зайчик» (режиссер Леонид Быков, 1964).

«Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки», — считал звёзды на небе лектор из «Карнавальной ночи». А зрители по ту сторону экрана смеялись, умилялись и аплодировали. Сам же исполнитель роли лектора, Сергей Филиппов, терпеть не мог, когда ему напоминали об этом злополучном лекторе. Он вообще был весь соткан из противоречий.

В 1965 году актер перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга, после этого он ушел из театра и полностью отдался работе в кино, став актёром киностудии «Ленфильм». Здесь он успел сняться более чем в 50 лентах, чаще в ролях второго плана и эпизодах.

В 1971 году Филиппов сыграл Кису Воробьянинова в экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», снятой режиссером Леонидом Гайдаем. В 1973 году Филиппов появился еще в одной комедии Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию», сыграв роль шведского посла.

В 1970-х — 1980-х годах Сергей Филиппов создал много ярких образов в детских сказках режиссера Надежды Кошеваровой: атаман разбойников («Царевич Проша», 1974), заморский лекарь («Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977), придворный («Ослиная шкура», 1982), шпрехшталмейстер («И вот пришёл Бумбо…», 1984), главный мудрец («Сказка про влюблённого маляра», 1987).

Рязанов пригласил актёра и в следующий свой фильм — «Девушка без адреса». В нём Филиппов играл чиновника, который безумно хотел выпить. Филиппов, памятуя о неприятном казусе во время съёмок «Карнавальной ночи», прибыл к Рязанову совершенно трезвым. Он так и эдак пытался исполнить эпизод, но ничего не получалось.Тогда Эльдар Рязанов разрешил актёру выпить перед очередным дублем. После этого роль пошла, как по маслу.

Запоминающуюся эпизодическую роль пациента профессора Преображенского сыграл актер в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце» в 1988 году.

Последней работой Филиппова в кино стала эпизодическая роль возмущенного пенсионера в криминальной комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или операция «Кооперация» в 1989 году.

За свои кинематографические успехи актер был отмечен званиями Заслуженный артист РСФСР (1957) и Народный артист РСФСР (1974).

Филиппов был женат на своей сокурснице по Эстрадно-цирковому техникуму — актрисе Алевтине Горинович. В 1970-х годах она эмигрировал в США вместе с их сыном Юрием Филипповым.

В 2009 году Юрий издал книгу воспоминаний о своем отце — «Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе».

В последние годы жизни спутницей Филиппова и его гражданской женой была Антонина Голубева (1899-1989) — детский писатель.

Умер народный артист в апреле 1990-го, всего на год пережив любимую женщину. Его похоронили на Северном кладбище Ленинграда, недалеко от Антонины Георгиевны. Проститься пришли всего несколько человек.  По словам Любови Тищенко, у Сергея Николаевича не было ни костюма, ни даже ботинок, в которых его могли положить в гроб. На сберкнижке тоже не оказалось ни копейки. Друзья обратились в одну из крупных газет с просьбой, чтобы о Филиппове напечатали некролог, но им отказали, потому что этот актер… никому не известен. Сейчас на средства Гильдии актёров на могиле установлен бюст.

Филиппов умер от рака лёгких в Ленинграде 19 апреля 1990 года, был похоронен на Северном кладбище.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников https://ria.ru/20120624/680475984.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.