Протопоп Аввакум

Даже слабо знакомые с историей России люди наверняка слышали о протопопе Аввакуме Петрове. Со школьной скамьи мы знаем, что он был главным борцом с церковной реформой патриарха Никона и одним из основоположников старообрядчества, который за свои взгляды провёл половину жизни в ссылке, а позже был заживо сожжён по приказу царя. Но так ли это было на самом деле?

В действительности, Аввакум никогда не был противником обновления Церкви и лично принимал активное участие в «книжной справе» (редактирование переводов богослужебных книг), которую начал патриарх Иосиф. Никон же, после своего вошествия на патриарший престол, лишь продолжил дело своего предшественника, хотя в историю как великий церковный реформатор вошёл именно он.

С воцарения нового патриарха в 1652 году и начался активный конфликт Аввакума с действующей Церковью. Его суть заключалась в разных с патриархом взглядах на то, по какому образцу необходимо править богослужебные книги (при этом сам факт подобной необходимости протопопом никогда не отрицался). Никон собирался взять за образцы итальянские переиздания греческих книг, привлекая для их адаптации польских книжников. Аввакум же со своими сторонниками был уверен, что в данных книгах содержаться искажения, а значит они не авторитетны.

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты. Худ. А. Д. Кившенко

Изложив свои взгляды в челобитной царю Алексею Михайловичу и начав распространять её текст среди простого народа, Аввакум вывел конфликт с патриархом в публичную плоскость, что привело к разделению верующих в стране на два лагеря. Царь же, желая, с одной стороны, предотвратить раскол Церкви, а с другой – не дать новому патриарху значительно усилить свой авторитет, принял «соломоново решение»: отправил протопопа в ссылку, то есть, как бы поддержал Никона, но и не позволил уничтожить его главного противника (а за ересь в те времена как минимум вырывали язык, а как максимум – отправляли на костёр).

В дальнейшем Аввакума то возвращали из ссылки, когда царю был нужен оппонент для жаждавшего всё большей власти патриарха, то отправляли туда вновь, когда нужда в нём исчезала. При этом стоит понимать, что истово верующий протопоп вёл настолько аскетичный образ жизни, что ссылка практически не ухудшала его быт. Выходит, что за свои религиозные взгляды Аввакум не понёс никаких наказаний. Но почему же тогда он закончил свою жизнь на костре?

Сожжение протопопа Аввакума. Худ П. Е. Мясоедов

Скорее всего, поверив в своё мессианство и не заметив, что ситуация в стране уже изменилась и царь в нём больше не нуждается, так как патриарх Никон был уже побеждён, протопоп не просто не перестал критиковать Церковь, но и перешёл к критике монарха, а «хула на царя» в то время не могла остаться без последствий. Поэтому в 1667 году его отправили уже не в ссылку, а в «земляную тюрьму» в Пустозёрске (то есть, фактически, в яму в земле за полярным кругом), где он и провёл следующие 14 лет своей жизни. Но даже такого намёка упрямый протопоп не понял и после очередного письма царю Фёдору Алексеевичу, в котором он грозил монарху адом за непослушание и в красках рассказывал о том, что его отец (предыдущий царь – Алексей Михайлович) уже там, Аввакум был заживо сожжён «согласно царской воле».

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.