Обложка к фильму

Пятьдесят три года назад на советские экраны вышел пятисерийный телефильм «Адъютант его превосходительства». Кто следит за проектом «Фильмы о Гражданской войне» на «Красном ТВ», тот, наверное, знает мою концепцию «советских советских фильмов» и «антисоветских советских фильмов», то есть тех, где теми или иными художественными методами проводилась антисоветская пропаганда. Концепция ещё не оформлена в соответствующие статьи и исследования, она сырая, но уже вызвала шквал положительных и отрицательных откликов. Предлагаю к просмотру свой обзор фильма «Служили два товарища», вызвавший серьёзные споры.

Но вернёмся к «Адъютанту…». Фильм основан на очень вольной интерпретации мемуаров красного разведчика Павла Макарова, служившего адъютантом белого генерала Май-Маевского. Фильм стал сверхпопулярным, он разошёлся на цитаты, попал даже в популярные песни («фитилёк-то притуши, коптит»).

Актер Владислав Стржельчик в роли генерала Ковалевского, чьим прототипом послужил Май-Маевский и В.З. Май-Маевский.

Казалось бы, ни сюжет, ни игра актёров не позволяют отнести фильм к «антисоветским советским». Бесстрашные чекисты, белые офицеры, которые не гнушаются ни пытками, ни убийствами женщин и детей… И тем не менее многие расценивали и расценивают этот фильм как своеобразную реабилитацию белых. Причём, что любопытно, это заметили и за рубежом. В частности, на передаче русской студии «Радио Канада» (Radio Canada International) в 1983 году состоялся любопытный диалог диктора с потомком белоэмигрантов в Канаде. Тот с гордостью называл себя «белым» и заявил, что в СССР происходит именно реабилитация белогвардейского движения. В качестве примера он привёл фильм «Адъютант его превосходительства», в котором белые представлены человечными и культурными личностями.

Отметим, что в советском кино и ранее далеко не всегда белые были показаны в плоско-карикатурном виде. В хрестоматийном «Чапаеве» антагонист главного героя полковник Бороздин в исполнении Илларионова показан умным, образованным, тонко чувствующим офицером. Тем не менее этот офицер «милостиво» заменяет расстрел брата своего верного ординарца, с которым он «прошёл всю германскую», на порку, от которой тот всё равно умирает.

Письмо Деникина об отставке Май-Маевского Фото: Гуверовский архив. Публикуется впервые.

В «Адъютанте» всё это тоже присутствует. Владимир Зенонович Ковалевский в исполнении Стржельчика вызывает симпатию, однако не дрогнув отдаёт приказ о поощрении представителей белого подполья, которые убивают жену своего предводителя и чуть не убивают Юру, между прочим сына боевого товарища генерала. Глава контрразведки Щукин, отец очаровательной Танечки, никак не наказывает подпоручика, который жестоко пытал арестованного на глазах у ребёнка, лишь ограничивается риторическим вопросом: «Была ли у вас мать?»

И тем не менее, несмотря на полное принятие авторами фильма «красной стороны», ведь красные герои во всём превосходят героев белых, зрительская аудитория СССР отреагировала на фильм так, как бы понравилось «белому» из Канады. Согласно соцопросу Комитета по радиовещанию и телевидению СССР, среди 180 жителей Москвы 129 опрошенных признали самым ярким персонажем красного разведчика Павла Кольцова в исполнении Юрия Соломина. Но вот второе место не досталось ни одному из чекистов (простой герой матрос Красильников или блестяще разоблачивший белое подполье в Киеве Мартын Лацис), а белому генералу Владимиру Зеноновичу Ковалевскому (55 голосов). На третьем и четвёртом месте зрительских симпатий оказался Юрочка Львов и Танечка, дочь полковника Щукина, что тоже неудивительно.

Удостоверение Павла Макарова.

А на пятом месте оказался тот самый полковник Щукин, главный организатор и идейный вдохновитель белого подполья в Киеве и карателей из контрразведки. Любопытно, что в качестве прототипа Щукина авторы взяли главу киевской контрразведки полковника Щучкина, про деятельность которого Василий Шульгин (между прочим, последовательный враг большевиков и идейный монархист) писал следующее: «Киевская контрразведка, возглавляемая полковником Щучкиным, представляла из себя банду убийц и грабителей, которые подрывали авторитет Добровольческой армии».

Обложка книги Павла Макарова

И тем не менее в фильме он предстаёт так, что у определённой части советской публики вызвал искреннюю симпатию, хотя в фильме всё шито белыми «контрразведывательными» нитками.

Просим наших читателей присоединиться к дискуссии и высказаться ниже: действительно ли фильм «Адъютант его превосходительства» являлся попыткой реабилитировать белое движение или нет?

Автор: Глеб Таргонский

Источник >>>

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.