Фотомонтаж Н. А. Римский-Корсаков
Инцидент, связанный с Николаем Римским-Корсаковым и его отказом от звания почетного члена Русского музыкального общества (РМО) в 1905 году, является ярким примером того, как культура и политика переплелись в начале XX века.
Предыстория конфликта
Конфликт начался с забастовки студентов Петербургской консерватории, которые поддерживали революционные настроения, охватившие Россию в 1905 году. На одной из демонстраций, проходивших в конце марта, произошло столкновение студентов с полицией и казаками, что вызвало волну возмущения. Столкновения сопровождались жестокими разгонами, что только усилило протестные настроения.
Реакция Римского-Корсакова
Николай Римский-Корсаков, будучи не только выдающимся композитором, но и профессором консерватории, открыто поддержал студентов. Он опубликовал в газете «Русские ведомости» письмо, в котором осудил действия властей и выразил солидарность с учащимися. Это письмо стало поводом для дальнейших репрессий против него.
Дирекция РМО и увольнение
На заседании дирекции РМО, которое состоялось через два дня после публикации письма, было принято решение об исключении из консерватории ста студентов, а также о высылке части из них из столицы и призыве других в армию. На том же заседании, присутствовавший Великий князь Константин, поддержал решение об увольнении Римского-Корсакова «за дерзкое печатное выражение порицаний действиям дирекции».
Поддержка коллег
Это решение вызвало цепную реакцию: вслед за Римским-Корсаковым консерваторию покинули известные музыканты и педагоги, такие как Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Анна Есипова и Феликс Блуменфельд. К ним присоединилось около двухсот студентов, включая тех, кто ранее не участвовал в забастовке.
Международный резонанс
Скандал вышел за пределы России, вызвав отклик среди международной музыкальной общественности. От звания почетных членов РМО отказались такие выдающиеся композиторы, как Камиль Сен-Санс, Эжен Изаи и Йозеф Иоахим. Концерты РМО стали бойкотировать как русские, так и зарубежные музыканты.
Ответ властей и символический протест
Власти, в частности генерал-губернатор Петербурга Дмитрий Трепов, назвали Римского-Корсакова «опасным революционером» и установили за ним полицейский надзор. Его произведения запретили к исполнению в столице. В ответ на это в других городах России родилась традиция слушать сочинения Римского-Корсакова стоя, как знак уважения и поддержки.
Этот эпизод показал силу искусства и общественного мнения в противостоянии политическим репрессиям, став важной вехой в истории русского музыкального движения и общественного сопротивления начала XX века.