30 марта 1932 года родился в селе Чубовка Геннадий Гаврилович Юхтин

отadmin

Мар 30, 2022

Фотомонтаж Геннадий Гаврилович Юхтин

Какая роскошная галерея кинообразов открывается, когда просматриваешь фильмографию Геннадия Гавриловича Юхтина. И неважно, что многие роли были совсем небольшие. Он и в маленьком эпизоде запоминался. Как-то совсем ни с кем не путался. Его лицо было какое-то особенное. Да и голос у артиста был ни на кого не похожий.

Юхтин рано осиротел, мотался всё детство по детдомам. Вполне вкусил все прелести тяжёлого послевоенного детства. Его родители нарекли его Гением. Так он и жил до начала своей кинокарьеры как Гений Юхтин. Только когда его имя должно было появиться в титрах первого фильма, попросил написать Геннадий. А то уж больно высокопарно и нескромно выглядело бы оно в титрах.

«Дело Румянцева», режиссёр Иосиф Хейфиц. 1955 год.

Боевое крещение выпускник ВГИКа Юхтин получили в картине «Дело Румянцева», сыграв шофёра Евдокимова. Как смешно звучит его фраза: «А семейным человеком я все одно — стану. Сам себе рожу ребенка… Парнишку». Высокий, атлетически сложенный как спортсмен, Юхтин запомнился зрителям сразу. Он ещё во ВГИКе всех поражал своей фактурой и мощью. И вовсе не терялся в тени лучших звёзд курса.

А ведь его курс 1955 года до сих пор считается самым талантливым за всё время института. Что ни персонаж, то звезда: И. Извицкая, Т. Конюхова, Ю. Белов, Н. Румянцева, Р. Нифонтова, В. Владимирова, М. Криницина и другие. Со временем этот курс стали называть ещё роковым курсом. Уж больно у многих судьбы сложились непросто. Теперь, после ухода Геннадия Гавриловича, осталась в живых только легендарная Татьяна Конюхова.

И вот с самого 1955 года актёра стали безостановочно снимать в кино. И стоит заметить, что снимали до самого конца. В этом году выходит фильм «Хор», в котором почти девяностолетний Юхтин играет свою последнюю роль.

Геннадий Гаврилович Юхтин — имя, которое неизменно ассоциируется с выдающимся талантом и неповторимым харизматизмом. Даже в самых маленьких ролях он оставался запоминающимся и неповторимым. Его лицо имело особое очарование, а голос отличался уникальностью, не подвластной сравнению.

Родившись сиротой и пройдя через тяжелые испытания послевоенного детства в детских домах, Юхтин доказал свою необычайную способность к актерскому мастерству. Называя себя Гением до начала кинокарьеры, он, однако, в скромность просил изменить свое имя на более простое и традиционное — Геннадий.

Свой актерский дебют Юхтин совершил в фильме «Дело Румянцева», в роли шофёра Евдокимова. Его фраза «А семейным человеком я все одно — стану. Сам себе рожу ребенка… Парнишку» стала непременным элементом его актерского наследия. Высокий, атлетически сложенный, он сразу же привлек внимание зрителей своей фактурой и мощью.

«Весна на Заречной улице». Инженер Крушенков. 1956 г.

Курс 1955 года ВГИКа, на котором обучался Юхтин, стал легендарным благодаря многим замечательным актерам, таким как И. Извицкая, Т. Конюхова, Ю. Белов и другие. Он считается одним из самых талантливых курсов в истории института.

С самого начала своей карьеры в 1955 году Юхтин был неотъемлемой частью советского кинематографа. Несмотря на то что его часто не приглашали на главные роли, он всегда вносил нечто особенное в любой образ, который исполнял. Среди его наиболее ярких ролей — Сергей в «Мальве», Башилов в «Сыновьях идут дальше», Пётр в «Жаворонке» и Пшеничников в «О друзьях-товарищах».

Однако, стоит особо выделить его роль иностранного шпиона в фильме «Акваланги на дне». Даже несмотря на то, что его персонаж не стал главным героем из-за советской этики, его актерская мастерство и харизма сделали эту роль яркой и запоминающейся. Юхтин смог превратить шпиона из привычного стереотипа в обаятельного, ловкого и опасного противника, что было в новинку для кинематографа 1965 года.

В фильмографии Геннадия Гавриловича Юхтина каждая роль является как бы крошечным камешком в величественном мозаичном портрете советского кино, где каждый элемент имеет свое неповторимое место и значение.

Но Геннадий Гаврилович не особо расстраивался из-за отсутствия главных ролей. Он сам говорил, что хорошо сыграть эпизод это даже сложнее, чем тащить главную роль. Ведь какое-то одно качество эпизодического героя актер должен сыграть так, чтобы зритель этого героя точно не пропустил. Образ должен быть непременно ярким и одновременно органичным, и в то же время взаимодействовать с образом главного героя. Поэтому тут концентрация на всяких штрихах особо повышена. И краски должны быть ярче.

Геннадий Юхтин даже стих написал на эту тему:

В кино условие одно –

чем меньше роль, тем больше точность.

А выиграть тому дано,

кто сможет выдержать на прочность.

И, стоит сказать, актёр почти без провалов разрисовывал яркими красками своих маленьких героев.

Даже после падения Советского Союза Геннадий Юхтин не перестал много работать в кино. Он был в строю до самого конца. Правда всё меньше и меньше нравились ему наступившие времена. В одном интервью о честно сказал: «Современные фильмы рассчитаны на низкий вкус. Они не развивают, а наоборот, губят зрителя, вводят его в зависимость от дурновкусия, пошлости. Я могу сравнить сложившуюся ситуацию с нарывом, который все время увеличивается в размерах и никак не может лопнуть. А эти сериалы? Это ведь не искусство, а целая индустрия, в которой абсолютно не важно качество, а нужен только вал, вал и вал. И ладно, если только взрослые попадают в эти жернова, но дурновкусие прививается и молодым людям. Оно заразно! Так мы можем потерять целое поколение».

Несмотря на свою огромную фильмографию, насчитывающую под 200 картин, Геннадий Гаврилович считал своим самым любимым фильмом раннюю картину «Весна на Заречной улице», где он сыграл роль молодого инженера Крушенкова. Во-первых, он считал этот фильм прорывом в нашем кино для середины 1950-х годов. А во-вторых, этот фильм однажды спас ему жизнь.

В перестроечные годы актёр шёл на творческую встречу со зрителями и его по дороге сбила чёрная «Волга». Водитель помог ему подняться и предложил отвезти в больницу, но он к своему удивлению почувствовал, что вполне может идти сам. Но уже приехала скорая, и осмотревшие его врачи сказали, что тяжелых травм у него нет. И только тут он понял, что машина ударила его бампером в правый бок, где висела сумка через плечо. А сумке лежала коробка с фильмом «Весна на Заречной улице», которая приняла на себя основной удар.

Трудно представить себе наше отечественное кино советского периода без этого своеобразного, ни на кого не похожего актёра. Актёрам того времени удавалось создавать разнообразные образы при всей своей узнаваемости. У его героев не было безликости. Он запоминался во всех фильмах, где играл. Творческое долголетие артиста вызывало искреннее уважение. Жаль, что его мало приглашали в передачи, мало брали у него интервью.

Заболел коронавирусом 27 января 2022 года, спустя несколько дней был госпитализирован в тяжёлом состоянии. После того, как состояние стабилизировалось, по его личной просьбе выписали из больницы. 15 февраля стало известно, что актёр повторно заболел и находится в реанимации 40-й городской больницы в Коммунарке.

Скончался 18 февраля 2022 года на 90-м году жизни в Москве, из-за осложнений, вызванных коронавирусом. Церемония прощания состоялась 22 февраля 2022 года в ритуальном зале Центральной клинической больницы. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER