Извозчики

отadmin

Мар 20, 2022

Фото: Извозчик

Согласно архивным документам, первые извозчики в Москве появились еще в шестнадцатом столетии. Со временем Первопрестольная росла, соответственно, увеличивалось и количество извозчиков, услугами которых охотно пользовались горожане. Например, в середине семнадцатого века в Москве насчитывалось около 2 000 извозчиков, а к концу девятнадцатого столетия в десять раз больше. В то время в Москве проживало более одного миллиона человек, по этому показателю она уступала лишь Санкт-Петербургу.

Количество извозчиков в Москве резко возрастало в зимнее время, а летом их было гораздо меньше. Это объяснялось тем, что извозом занимались не только жители Москвы, но и крестьяне окрестных сел и деревень. Поэтому, в весенне-летний сезон они покидали город и отправлялись домой, чтобы заниматься хозяйством.

Извозчиков было принято делить на три категории: «ваньки», «резвые» и «лихачи». Дешевле всего стоили услуги «ванек», основную массу которых составляли именно крестьяне, прибывавшие в Москву на сезонный заработок. Они не могли похвалиться добротным экипажем или резвыми рысаками. Но и брали за поездку не дорого, что привлекало небогатых москвичей. К тому же «ваньки» значительную часть заработка отдавали за постой, ведь своего жилья в Москве у них не было.

А вот «резвые» и «лихачи» были извозчиками гораздо более высокого ранга. Как правило, они занимались извозом круглый год. «Резвые» имели отличных лошадей, а «лихачи» еще и качественные экипажи, часто на резиновом ходу. В экипаж они порой впрягали двух, а то и трех коней. Что, естественно, сказывалось на стоимости проезда. Бедняки услугами «резвых» и «лихачей» не пользовались.

В середине девятнадцатого века популярность в Москве получили еще и ломовые извозчики, которые занимались перевозом тяжелых грузов: дров, мебели, строительных материалов и так далее. От лошадей ломовых извозчиков требовалась не резвость, а сила. Поэтому, «ломовики» использовали в работе коней-тяжеловозов. К концу девятнадцатого века ломовым извозом в Москве занимались более 15 000 человек.

Среди московских извозчиков были свои знаменитости. Например, в декабре 1901 года в газете «Новости дня» появилась заметка о том, что своеобразный юбилей отметил Ефим Быстряков, который занимался этим промыслом на протяжении 60 лет. Самому Быстрякову на тот момент было уже 74 года. В заметке отмечалось, что извозчик-ветеран ведет исключительно трезвый образ жизни. За шесть десятилетий Ефим Быстряков сколотил себе капитал, достаточный для того, чтобы купить под Москвой небольшое имение.

Но далеко не все извозчики отмечались примерным поведением, подобно Быстрякову. Были среди них и нарушители правил дорожного движения. В той же газете «Новости дня» была опубликована информация о том, что извозчик №3974 занимался промыслом в нетрезвом виде, не реагировал на требования полиции. За что и получил соответствующее наказание — арест на 14 суток.

До революции извозчики должны были получить официальное разрешение на свой промысел и уплачивали налоги. Им выдавались специальные номерные знаки, которые крепились на повозку. До настоящего времени случается, что в Москве или ее окрестностях находят старые номера извозчиков.

Уличная стоянка, где извозчики ждали седоков, носила громкое название «биржа». Даже в знаменитом словаре Владимира Ивановича Даля слово «биржа» имеет двоякое толкование. Это не только «место сбора людей торговых», но и «место сбора извозчиков, их остановка, на которой они ждали своих седоков». Самая популярная московская биржа извозчиков находилась на Лубянской площади, рядом с фонтаном Мытищинского водопровода.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER