Афиша «Война и мир»
Съемки киноэпопеи «Война и мир» (1965–1967) под руководством Сергея Бондарчука стали одной из самых грандиозных и сложных постановок в истории кинематографа. Этот проект не только передал масштаб произведения Льва Толстого, но и установил новые стандарты для съемок исторических фильмов. Рассмотрим ключевые аспекты создания этой киноленты.

Вячеслав Тихонов предложил свою кандидатуру Бондарчуку. Он был поражен энергетикой и творческой смелостью режиссера. Когда Тихонов спросил у Бондарчука, каким он видит этого персонажа, тот резко ответил: «Ну что ты, Болконский совсем другой!». Режиссер посчитал, что Тихонов не подходит на роль, и к тому же, у него были другие претенденты. Но те, кому он предложил сыграть в фильме, оказались заняты в других проектах.
Помочь режиссеру в выборе актеров решила министр культуры Екатерина Фурцева. Она предложила еще раз рассмотреть Тихонова, так как считала, что именно он идеально сыграет князя Болконского. Как выяснится позже, министр не ошиблась. Бондарчук спорить не стал и пригласил Тихонова на пробы. Актер их успешно прошел, и его утвердили на роль. В период съемок Тихонов отказался от других ролей, а на этот фильм он потратил все свои силы.👇
Подготовка к съемкам
- Сценарий и художественная концепция: Бондарчук, являясь режиссером и исполнителем роли Пьера Безухова, работал над сценарием в тесном сотрудничестве с историками, художниками и литературоведами. Основной акцент делался на историческую достоверность, сохранение духа романа Толстого и уникальной атмосферы эпохи.
- Техническая база: Для съемок было разработано специальное оборудование, в том числе камеры для панорамных съемок и уникальные устройства, обеспечивающие динамичные движения камеры. Панорамная съемка сражений, которую активно использовали, создавала эффект погружения в батальные сцены.
- Реквизит и костюмы: Декорации и костюмы были максимально аутентичными. В создании использовались музейные экспонаты, такие как мебель, посуда, аксессуары и элементы интерьера XIX века. Костюмы были пошиты вручную на основе архивных документов.

По словам Бондарчука, одним из самых трудных оказался эпизод в коридоре штаба Кутузова. Когда началась работа, у режиссера с актером возник «поединок». Бондарчук требовал от Тихонова забыть предыдущий актерский опыт и сыграть совершенно по-новому. Однако у артиста не сразу сложился образ князя, и режиссер был вынужден «навязать» свое видение роли. Ни с первого, ни с пятнадцатого дубля сцену не получилось снять.
«Уже вся съемочная группа принимает участие в нашем поединке. Все как на ринге. Я требовал от Тихонова, чтобы он при первом же появлении вызвал неприязнь. Человек разочарованный, издерганный, человек, которому все наскучило», — говорил режиссер.
Актеру нужно было освоить походку князя Болконского, его манеру говорить, характер, но времени не хватало, поэтому для него некоторые эпизоды оказались сложными. «Я не рассчитал своей стратегии. Восстановил Тихонова против себя, и он, кажется, возненавидел меня», — рассказывал Бондарчук.👇
Батальные сцены
- Бородинская битва: Эта сцена стала кульминацией эпопеи. Для ее съемки на полях под Можайском было привлечено около 15 000 человек, включая военнослужащих Советской армии, которые выступали в качестве массовки. Режиссер добивался достоверности не только в построении войск, но и в изображении психологии участников сражения.
- Кавалерийский полк: Для съемок был создан специальный кинематографический кавалерийский полк из 1500 всадников. Этот полк обучался по военной программе эпохи Наполеоновских войн, чтобы воссоздать тактику и маневры той эпохи.
- Использование пиротехники: Были разработаны специальные пиротехнические средства для воссоздания взрывов, выстрелов и пожаров. Огромное внимание уделялось технике безопасности, так как съемки проходили вблизи массовки и животных.
Инновации в съемочном процессе
- Камеры и спецэффекты: Новаторские технологии позволили запечатлеть сложные сцены. Например, использовались крановые установки и рельсы для длинных планов. Аerial-съемка полей сражений придавала картине эпический масштаб.
- Освещение: Для создания реалистичной атмосферы в помещениях применялись осветительные приборы, имитирующие свет свечей и ламп XIX века.

После завершения съемок отзывы об игре Тихонова были смешанными. Многие критики считали, что князь Болконский вовсе не похож на литературного персонажа, он показался им «холодным и отстраненным». Но Бондарчук, напротив, признал, что Тихонов отлично исполнил эту роль, а также отметил самоотдачу артиста: «…он целиком посвятил себя работе, отказываясь в течение четырех лет от всех предложений сыграть какую-нибудь другую роль. Не каждый позволит себе такую роскошь».
Как отметила дочь актера, Анна, отец принял замечания критиков слишком близко к сердцу. «После выхода на экраны «Войны и мира» папа решил, что уйдет из кино в театр. Но это было мимолетное решение. Вскоре его настроение переменилось, и он передумал», — рассказала Анна. Сам Тихонов признался, что хотел бы переиграть образ Болконского «более точно».
Вернуться в кино актеру помог режиссер Станислав Ростоцкий. Он предложил ему главную роль в картине «Доживем до понедельника», но на первое предложение Тихонов ответил отказом. Тогда Ростоцкий пошел на хитрость и заявил: «Если ты мне друг — ты будешь играть!». Тихонов не ожидал такого ультиматума но, желая сохранить дружбу, согласился на съемки.,👇
Работа с актерами
- Кастинг: В фильме снялись звезды советского кино, включая Людмилу Савельеву (Наташа Ростова), Вячеслава Тихонова (Андрей Болконский) и Олега Табакова (Николай Ростов). Сергей Бондарчук лично следил за соответствием актеров образам персонажей Толстого.
- Психологическая проработка: Большое внимание уделялось эмоциональной правде. Актеры репетировали сцены с психологами, чтобы передать сложные переживания своих героев.
Международный успех

После завершения работы он поблагодарил Ростоцкого за то, что тот настоял на съемках и «увидел в актере то, чего, возможно, он сам в себе не подозревал». «Это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф», — признавался Тихонов.
Спустя много лет после съемок фильма «Война и мир» Бондарчук пригласил Тихонова сыграть роль Стрельцова в фильме «Они сражались за Родину». Режиссер вспоминал, что актер долго готовился к съемкам, и в итоге отлично выполнил поставленную задачу.
Картину «Война и мир» посмотрели 58 миллионов зрителей. Спустя два года после премьеры фильм получил «Оскар». Зрителям Тихонов запомнился как Штирлиц, но актер отмечал, что образ князя Болконского всегда был ему ближе.👆
После премьеры фильм получил множество наград:
- «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.
- Главный приз Московского кинофестиваля.
- Картина была высоко оценена за художественное и техническое мастерство.

Работа над фильмом продолжалась около 6 лет, из которых съемки заняли более двух лет. Это произведение стало символом советского кинематографа, оставив неизгладимый след в мировой культуре.