Реактивный военный самолет Як-28
В модификации бомбардировщик был носителем тактического ядерного оружия. Самолет создан на базе Як-26. Серийный Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Серийное производство было завершено в 1971 году. Всего было построено 1 180 самолетов.
Различные модификации Як-28 стояли на вооружении на всей территории СССР, а также в Западной группе войск, в Польской Народной Республике и ГДР, в частях разведывательной авиации, истребительно-бомбардировочной и авиации ПВО до 1992 года.
Несмотря на довольно большое количество построенных и эксплуатировавшихся в строевых частях самолетов, официально на вооружение он принят так и не был, отчасти потому, что во время одного из демонстрационных полетов Государственной комиссии произошла катастрофа — самолет разрушился при полете на сверхзвуке. На экспорт Як-28 не поставлялся.
Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973-1974 годах в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведенных испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.
Летчики ВВС ГДР 6 апреля 1966 года на Як-28П совершили подвиг. Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими двигателями от жилого массива около западного Берлина. Посмертно герои были награждены орденами Красного Знамени. Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолета были подняты из озера Штессензе британскими войсками. Британцы сняли с Як-28 антенну БРЛС «Орел-Д» и подвергли ее тщательному изучению.
Бомбардировщики Як-28И 668-го БАП города Тукумс, Латвия, 9 ноября 1975 года принимали участие в преследовании СКР «Сторожевой», команда которого оказала вооруженное проявление неподчинения. Три самолета вышли на цель, причем каждый на свою: в результате бомбометания две бомбы взорвались вблизи кормы БПК «Сторожевой» и корабль застопорил ход. Як-28 в модификации самолета-разведчика ограниченно использовались во время Афганской войны.
В эксплуатации самолет оказался достаточно сложным и в значительной степени отказным, несмотря на почти полное отсутствие какой-либо автоматики. На протяжении всей эксплуатации машины действовала масса ограничений, в том числе был запрещен сложный пилотаж и штопор. Из-за несинхронного розжига, а также периодического самовыключения форсажа разрешался взлет только на максимальном бесфорсажном режиме работы двигателей.
Для предотвращения этого явления на самолет установили систему — автомат курса АК-2А, который в случае появления разнотяга двигателей автоматически отклонял руль направления, парируя разворот самолета в сторону отказавшего двигателя. На практике автомат курса оказался ненадежен, и из-за его ненормальной работы произошло немало катастроф. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков. Проблема впоследствии была решена установкой более мощного гидропривода.
Тем не менее, самолет пользовался уважением в среде авиаторов. Особый восторг вызывала впечатляющая тяговооруженность — при взлете без вооружения, с розжигом форсажей, самолет мог набирать высоту практически вертикально.
Фюзеляж самолета оказался достаточно слаб и при полной загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонари. Поэтому приходилось сначала сажать летчика и штурмана, закрывать кабины и только потом заправлять самолет и подвешивать боеприпасы. Кроме того, малый просвет между фюзеляжем и бетонным покрытием аэродрома не позволял подвешивать бомбы крупного калибра. Пришлось строить на стоянках специальные закрывающиеся «ямы», либо устанавливать самолет на подъемники.