Афиша

25 февраля 1910 года родился Павел Клушанцев — советский кинооператор, кинорежиссёр, сценарист, писатель. Он совместил научно-популярное кино с научной фантастикой — считается родоначальником этого жанра в мировом кинематографе. Автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых заимствовали кинематографисты разных стран.

Автор «Звёздных войн» Джордж Лукас не раз говорил, что при создании космической саги на него сильно повлияла советская научная фантастика. Признавался, что без фильма «Планета бурь» режиссёра Павла Клушанцева не появились бы «Звёздные войны». То же самое отмечал и Стэнли Кубрик о «Космической одиссее». До сих пор ходит легенда, якобы во время своего первого визита в Москву во время перестройки Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что те даже не знают, кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас якобы ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“». Встреча двух режиссёров так и не состоялась. Происходило это якобы в 1988 году — именно тогда «Звёздные войны» впервые привезли в Москву. Но эта история, впрочем, не имеет никаких доказательств.

Павел Клушанцев — один из немногих хорошо известных за рубежом советских режиссёров. Его фильмы «Дорога к звёздам» (1957) и «Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики, совпали по времени с полётом Гагарина и приобрели популярность по всему миру за счёт невероятных, удивительных спецэффектов, на десятилетия опережавших Голливуд. Именно он изобрёл стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для подводной съёмки, придумал, как снимать натуру и рисунок одновременно. Все эти приёмы использовались и Лукасом, и Кубриком ,и даже Ридли Скоттом. Этими знаниями воспользовался и постановщик спецэффектов Роберт Скотак. В апреле 1990-го он разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Клушанцев безвозмездно передал по почте Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений. Этот опыт использовали на съёмках фильмов «Терминатор-2» (1991), за которые Скотак получил премию «Оскар». В 1992 году он уже лично приезжал к Клушанцеву на несколько дней. Пять лет спустя его «Титаник» (1997) также получил «Оскар» за спецэффекты.

Стоит отметить, что советская критика не очень тепло приняла «Планету бурь» (хотя директор картин Клушанцева Александр Хацкевич утверждал, что в течение полугода на Невском проспекте выстраивалась очередь на фильм). Всё закончилось тем, что картину выкупили американцы. Дважды перемонтировали, поменяли имена актёрам в титрах и… добавили полуобнажённых амазонок. Фильм крутили по вечерам на телеканале CBS. «Путешествие на планету доисторических женщин» — именно под таким названием увидел его Лукаc. Внезапно советский фильм стал американской классикой. В 1972 году Клушанцев снял свой последний фильм, покинул студию «Леннаучфильм» и вплоть до смерти в конце 1990-х писал детские книжки.

Нельзя не упомянуть и книгу «Туманность Андромеды». Роман Ефремова издавался в США ещё в советский период и считался бестселлером, также американцы были знакомы с одноимённой экранизацией романа, фильмом 1967 года.

Естественно, возможно проведение параллели между Дартом Вейдером Лукаса и отечественным Даром Ветром, а андроид с лазерным тесаком из «Туманности Андромеды» настойчиво напоминает астродроида R2D2. Впрочем, считать это плагиатом или нет, непонятно. Дар Ветер описывается как положительный герой без упрёка, а Вейдер большую часть своей жизни был злодеем, да и вообще более сложным персонажем. Их схожесть ещё и в самоотверженности — оба готовы пойти на большие жертвы, но если Дар идёт на это для всеобщего блага, то мотивы Энакина продиктованы защитой своей семьи: в первый раз он идёт на предательство, защищая Падме, а во второй — защищая сына.

Источник >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *