Фотомонтаж: «Афиша художественного фильма»

23 февраля 1969 года в СССР состоялась всесоюзная премьера кинофильма Виктора Трегубовича «На войне как на войне». Премьера фильма была приурочена к празднику, который в то время назывался «День Советской армии и Военно-морского флота».

Фильм Виктора Трегубовича был поставлен по одноимённой повести Виктора Александровича Курочкина, опубликованной в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Редакция «Молодой гвардии» стала пятой по счёту, куда Виктор Курочкин принёс свою повесть для публикации. Перед этим 4 редакции отказались её публиковать. И это неудивительно: повесть Курочкина представляла собой типичный пример так называемой «лейтенантской прозы». Так окрестили направление в советской военной литературе, представители которого лично прошли все ужасы войны, видели все её реалии, причём не из штабов или газетных редакций, а из окопов на передовой, будучи простыми рядовыми или младшими офицерами.

Кадр из фильма

В своих произведениях, написанных от сердца, а не по заданию полит- и парторганов, не было заказных лоска и парадности, ура-патриотизма, всего того, что получило название «лакировка действительности». Зачинателем этого направления был Виктор Некрасов. Сюда же можно отнести Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева.

Виктор Курочкин, родившийся в Тверской области в 1923 году, в начале войны оказался в Ленинграде. В 1942 году в крайне истощённом состоянии был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Ярославль, где 2 месяца лечился от дистрофии. Затем в ускоренном порядке закончил танковое училище в Ульяновске и с июня 1943 года по январь 1945 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, командира САУ. В январе 1945 года при форсировании реки Одер был тяжело ранен.

Кадр из фильма

После войны, получив юридическое образование, работал судьёй, журналистом, писателем. В 1968 году был жестоко избит «доблестной советской милицией». Следствием избиения явился инсульт и инвалидность до конца жизни, наступившего в 1976 году.

Съемки фильма проходили летом 1968 года недалеко от границы СССР с Чехословакией. Это обстоятельство позволило британской компании BBC озвучить предположение, что съемки фильма были задуманы как операция прикрытия введения советских танков в Чехословакию, осуществленного 21 августа 68-го года. Ну не паранойя?

Фильм Виктора Трегубовича практически не известен массовому зарубежному кинозрителю. Подтверждение тому — практически отсутствующие отзывы на фильм на сайте IMDB. Можно, конечно, объяснить этот факт нежеланием западных кинопрокатчиков допускать советские военные фильмы до западного кинозрителя. Но, видимо, не только в этом причина. Справедливости ради отметим, в СССР этот фильм тоже не получил должного и заслуженного внимания: никаких премий, никаких призов, никаких выдвижений на какие-либо фестивали. Даже данные о количестве копий отсутствуют. Да и у советских профессиональных кинокритиков фильм практически не получил отзывов. (Впрочем, у российских тоже.) Возможно, причина в отсутствии пафосности и восхвалений в адрес «руководящей и направляющей». Возможно, причина в скандале, вызванном жестоким избиением автора сценария фильма тем, «кто меня бережёт». Кто знает?

И тем ценнее выглядит отзыв испанского кинокритика Гильермо Санчеса Феррера, который написал: «Фильм режиссера Виктора Трегубовича — фильм на века. Сколько бы не прошло лет, он превосходит и будет превосходить другие военные произведения, которые выходят в настоящее время в современной России. Просто поставьте этот фильм рядом с современными российскими произведениями, например, «Танки» или «Т-34″, и вы очень ясно увидите разницу целей, ради которых были сняты эти кинопроизведения.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *