Фотомонтаж от «Русского исполина»

21 февраля 1935 года в Москве в кинотеатре «Ударник» открылся первый Московский кинофестиваль.

Московский международный кинофестиваль — один из самых представительных киносмотров в мире, относящийся к классу «А», наряду с кинофестивалями в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и Карловых Варах.

Московский кинофестиваль является вторым старейшим киноконкурсом мира после Венецианского фестиваля, впервые проведенного в 1932 году. В 1934 году организаторы Венецианского кинофестиваля включили в свою конкурсную программу сразу несколько советских фильмов: «Веселые ребята», «Гроза», «Иван», «Окраина», «Три песни о Ленине», которые получили различные награды фестиваля.

Главный приз фестиваля в тот период носил название «Кубок Муссолини». Из-за идеологического неприятия двух разных политических режимов возникла двусмысленная ситуация. В Москве появился план проведения собственного кинофестиваля. Свободная демонстрация в СССР последних киноновинок могла стать хорошим аргументом в идеологическом противостоянии.

21 февраля 1935 года показом фильма «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых в кинотеатре «Ударник» открылся Московский кинофестиваль.

В фестивале участвовали девять стран: СССР, США, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Венгрия, Китай, Польша.

Тогда кинофорум носил название «Советский кинофестиваль в Москве».

Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. В состав жюри входили Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, представитель французской семьи изобретателей и изготовителей киноаппаратуры Анри Дебри и другие.

Из советских фильмов помимо «Чапаева» были показаны «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, «Летчики» режиссера Юрия Райзмана, «Любовь и ненависть» Альберта Гендельштейна, «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета и короткометражный фильм «Авиамарш» Михаила Кауфмана.

Также были представлены кинокомедия «Горячие денечки» Александра Зархи и Иосифа Хейфица и объемный мультипликационный фильм «Новый Гулливер» Александра Птушко, использовавший новую для того времени технику комбинированных съемок.

Международная программа включала «Лавку древностей» (Old Curiosity Shop, США) режиссера Томаса Бентли, «Клеопатру» (Cleopatra, США) Сесиля де Милля с Клодетт Кольбер в главной роли, комедию-ревю «Эвер Грин» (Великобритания, ever green — «вечно юная») Виктора Севилла, популярную комедию Генри Костерлица «Петер» (Peter, Венгрия, США, Австрия) с известной венгерской актрисой Франческой Гааль в главной роли, «Маленькие женщины» (Little Women, США) Джорджа Кьюкора, «Частную жизнь Генриха VIII» (Private Life Of Henry VIII, Великобритания) Александра Корды. В программе участвовали такие фильмы, как «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread,Ж США) Кинга Видора, «Мария Шапделен» (Maria Chapdelaine, Франция) Жюльена Дювивье с участием Мадлен Рено и Жана Габена, «Последний миллиардер» (Le Dernier milliardaire, Франция) Рене Клера, «1860 год» (Италия) Алессандро Блазетти, «Молодой лес» (Młody las, Польша) Йозефа Лейтеса, «Эй, ухнем!» (Hej rup!, Чехословакия) Мартина Фрича.

Фильм «Да здравствует Вилья!» (Viva Villa, США) Джека Конуэя был показан вне конкурса. Жюри отметило его исключительные художественные качества и мастерство актера Уоллеса Бири.

«1860 год» был отмечен на фестивале как попытка «отобразить на экране великие эпизоды истории итальянского народа».

Фильм «Петер» получил грамоту фестиваля как «соединяющий занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством».

По итогам киносмотра, главный приз Большой серебряный кубок был вручен киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне», как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссерского мастерства, актёрской игры и операторской работы».

Вторую премию Малый серебряный кубок получил французский режиссер Рене Клер за фильм «Последний миллиардер».

Третьей премией (также Малый серебряный кубок) была удостоена компания Уолта Диснея «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства».

Жюри фестиваля в своем решении специально отметило выдающуюся актерскую работу Чарльза Лоутона в «Частной жизни Генриха VIII».

В последующие годы кинофестиваль не проводился.

Московский международный кинофестиваль (ММКФ) был возобновлен в 1959 году и стал проводиться каждые два года, с 1999 года проводится ежегодно.

Наград фестиваля удостаивались выдающиеся мастера мирового кино — Акира Куросава и Стэнли Крамер, Федерико Феллини и Этторе Скола, Анджей Вайда и Франческо Рози, Кшиштоф Занусси и Дамиано Дамиани, Глеб Панфилов и Сергей Герасимов, Бернар Блие и Александр Рогожкин. ММКФ проложил дорогу кинематографистам, которые позднее получили известность во всем мире: Иштвану Сабо и Кането Синдо, Кшиштофу Кесьлевскому и Аки Каурисмяки, Кохэю Огури и Умберто Соласу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников https://ria.ru/20150221/1048553172.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *