Изображение градоначальника
25 января(6 февраля ) 1878 года на приём к градоначальнику столицы Фёдору Трепову пришла молодая женщина. Дождавшись своей очереди, 29-летняя Вера Засулич выхватила револьвер и выстрелила в генерала, после чего была арестована. Несмотря на то, что никаких сомнений в её причастности к покушению не было, через два месяца Засулич была оправдана судом присяжных.
Непосредственным мотивом для теракта стал инцидент, произошедший летом 1877 года. 13 июля (далее все даты даны по юлианскому календарю) Трепов посетил тюрьму, в которой содержался Алексей Боголюбов(Емельянов). Последний ожидал отправки на каторжные работы, к которым был приговорён за участие в акции протеста у Казанского собора в декабре 1876 года. Трепов обратил внимание, что арестанты пользуются определённой свободой, в частности, могут вместе гулять. Тогда он обратился к одному из заключённых:
«…Неудовлетворительный, а может быть и недостаточно почтительный, ответ Боголюбова вызвал со стороны посетителя тюрьмы распоряжение о немедленном заключении арестанта в карцер. Исполнявшему это приказание пришлось проводить Боголюбова опять по двору, где находилось и лицо, отдавшее приказание. Проходя вблизи стоявшего с другими лицами посетителя, Боголюбов не снял фуражку; представитель администрации размахом руки сшиб фуражку с головы Боголюбова, а в наказание за оказанное ему неуважение приказал тюремному начальству подвергнуть Боголюбова телесному наказанию для примера другим содержащимся. На следующий день распоряжение это было исполнено, и Боголюбов наказан розгами в коридоре тюрьмы в присутствии всех арестантов того отделения, в котором содержался»
«Голос», 22 июля 1877 года
Именно после прочтения этой заметки (она была перепечатана и другими газетами, в том числе «Новым временем») Засулич решила отомстить Трепову за самоуправство. Дело в том, что телесные наказания (за редким исключением) были отменены в России в 1863 году и Трепов не имел права отдавать подобное распоряжение.
26 января 1878 года главной темой для столичных газет стало покушение на градоначальника:
«Санкт-Петербургские ведомости», 26 января 1878 года
«Сегодня весь Петербург был взволнован необыкновенным и ужасным событием: молодая девушка, назвавшая себя домашней учительницей, дочерью подпоручика, Елизавета Ивановна Козлова, вошла в назначенные часы для приема в приемную градоначальника. Когда тот, следуя своему обыкновению брать прошения лично, принял от нее прошение и отошел к другой просительнице, она вынула револьвер и левой рукой, почти в упор, встретила в градоначальника. Меткая и злая пуля сразила почтенного годами и деятельностью человека»
Через несколько дней в прессе было опубликовано настоящее имя террористки и информация о её связи с народниками:
«Петербургская газета», 27 января 1878 г
«Ее зовут Верой Засулич, она дочь майора, принимала участие в нечаевской истории вместе с матерью, тогда ей было 15 лет (прим. в 1869 году членами кружка «Народная расправа» под руководством Сергея Нечаева был убит студент Иван Иванов. Эта история вдохновила Фёдора Достоевского на создание романа «Бесы»). Имя ее узнали совершенно случайно. Просматривая нечаевское дело обратили внимание на госпожу Засулич, проживающую на Петербургской стороне. Он тотчас же была привезена и в преступнице узнала свою дочь Веру…
Револьвер, из которого стреляла Засулич – шестиствольный, так называемый бульдог, все шесть стволов были заряжены большой величины пулями…Женщина эта проявляет такое невозмутимое спокойствие, как будто бы не произошло ничего необыкновенного. Когда, например, в комнату вошел полицейский офицер, то она, полагая, что наступил момент ее отправки к месту заключения, самым спокойным тоном обратилась к нему со словами: «Могу я получить свою шляпку и надеть ее?»Самообладание изменило ей однажды, когда против нее был установлен фотографический прибор. Она усиленно старалась гримасами исказить свое лицо»
31 марта 1878 года Засулич был вынесен приговор. К этому моменту уже было ясно, что состоянию Трепова ничего угрожает – несмотря на достаточно тяжёлое ранение, градоначальник уже пошёл на поправку. Пресса и общество уделяли процессу большое внимание:
«В местах для публики были по преимуществу дамы, принадлежащие к высшему обществу. За судьями, на стульях, поставленных в два ряда, помещались лица судебного ведомства и представители высшей администрации всех ведомств, между которыми мы заметили государственного канцлера Горчакова, государственного секретаря Сольского, несколько членов государственного совета, сенаторов, товарища генерала-фельдцейхмейстера Баранцева, петербургского губернатора Лутковского и других. Особые места были отведены для представителей литературы, где находился, между прочим, г. Уоллес, корреспондент газеты «Times».
«Голос», 1 апреля 1878 года
Состав суда был следующий: председатель Кони, члены Сербинович и Ден; обвинение поддерживал товарищ прокурора Кассель, защитником явился присяжный поверенный Александров.
Когда судьи заняли свои места, введена была подсудимая Вера Засулич, одетая бедно, в черном, бледная и настолько взволнованная, что при первых обращенных к ней вопросах, голос ее дрожал. Но, по мере того, как она более и более присматривалась к окружающей ее обстановке, она успокоилась и в середине заседания на ее губах появилась даже улыбка»
Сам Трепов участия в процессе не принимал по состоянию здоровья. Засулич, не отрицая, что стреляла в петербургского градоначальника, отказалась признать себя виновной:
«Подсудимая Засулич высказала, что на такой поступок ее побудил как произвол административного лица с политическим арестантом, так и оставление этого вопроса без внимания общественным мнением и печатью…
«Голос», 1 апреля 1878 года
На разрешение присяжным-заседателям было поставлено три вопроса: первый – о виновности подсудимой Веры Засулич в нанесении генерал-адъютанту Трепову огнестрельной раны, второй – если виновна по первому вопросу, то имела ли она намерение причинить ему этим смерть, и третий – о степени приведения этого намерения в исполнение…
После получасового совещания, присяжные вынесли оправдательный вердикт, ответив на первый же вопрос отрицательно и оставив остальные вопросы без ответа. Такое решение было встречено громом рукоплесканий и криками «браво», не умолкавшими, несмотря на ни на какие меры председателя…»
Засулич сразу после процесса эмигрировала, потом вернулась в Россию, снова уехала и ещё раз вернулась. Она издала несколько книг и скончалась в Петрограде в 1919 году. Анатолий Кони, который и до процесса был одним из самых известных юристов Российской империи, сделал блестящую карьеру. Он был членом Государственного совета, после прихода к власти большевиков остался в Советской России и преподавал в Петроградском университете. Кони оставил воспоминания о деле Засулич.
По мнению ряда исследователей, оправдательный вердикт способствовал усилению революционного террора в России. В 1878-1879 гг. были убиты шеф жандармов Николай Мезенцов, харьковский губернатор Дмитрий Кропоткин и несколько других высокопоставленных чиновников. 1 марта 1881 года народовольцы совершили успешное покушение на Александра II. Смерть императора-реформатора положила конец либеральным преобразованиям. При Александре III, в числе прочих, была пересмотрена судебная реформа 1864 года, благодаря которой стало возможным оправдание Засулич.
Источник: https://t.me/otdel_gazet_RNB/3043