Глеб Котельников. / Public domain / 

Глеб Котельников родился 30 января 1872 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства Глеб пел, играл на скрипке, также ему очень нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Котельников окончил военное училище и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Проходил службу акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году вернулся в город Санкт-Петербург и стал актером труппы Народного дома. В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты на аэропланах. Котельников, с детства любивший технику, часами мог наблюдать за полетами невиданных машин.

В 1910 году под впечатлением от гибели летчика Льва Мациевича решил построить аппарат, на котором пилоты могли бы опуститься на землю после аварии аэроплана, парашют. До этого спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция являлась очень ненадежна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко.

Котельников пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете находиться на летчике и всегда быть готовым к безотказному действию. Парашют «РК-1» разработал в течение 10 месяцев и его первое показательное испытание с успехом произвел в июне 1912 года. Легкий парашют круглой формы, укладывающийся в металлический заплечный ранец, открывался с помощью вытяжного кольца и действовал безотказно.

Испытание парашюта. Перед подъёмом у корзины аэростата. Лётчик Горшков и В. Ломач. 6 июня 1912 г. Источник: Public domain

Заслуга Глеба Евгеньевича и в том, что первым разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать. Котельников обратился в военное Министерство, для оснащения военной авиации данными парашютами. Там его приняли, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью». Только в начале Первой мировой войны военное Министерство вспомнило об изобретателе и его «РК-1». Парашют успешно применяли на фронте.

После революции в годы гражданской войны парашютами пользовались воздухоплавательные части Красной армии. В дальнейшем Глеб Евгеньевич значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, принятые на вооружение Военно Воздушных Сил. В 1923 году выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», позднее появилась модель «РК-3» с мягким ранцем. Первый разработал парашют, который мог опускать на землю грузы, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.

Первый спуск парашюта на испытания, 6 июня 1912 г. Источник: Public domain

В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Выдающийся изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников скончался 22 ноября 1944 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около могилы ленточки для затяжки парашютов.

Память о Глебе Котельникове https://rus.team/people/kotelnikov-gleb-evgenevich

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *