Тонька - пулемётчица. Антонина Макарова расстреляла более 150 человек из пулемёта

Антонина Макаровна Макарова, фамилия которой на самом деле была Парфенова или Панфилова, родилась 1 марта 1920 года в многодетной крестьянской семье. В школе по какой-то причине учительница, не проверив, записала Парфенову (Панфилову) Макаровой – по отчеству. На эту фамилию Тоня получила паспорт, а затем и комсомольский билет.

Когда началась война, девушка отправилась на фронт – добровольцем. Она служила буфетчицей и санитаркой в РККА, во время Вяземской операции попала в немецкий плен, но бежала и несколько месяцев скиталась по лесам вместе со своим спутником, красноармейцем Николаем Федчуком. Но потом пара вышла к селу Красный Колодец, где у Федчука жила семья. Там красноармеец оставил Тоню и девушка некоторое время ошивалась в селе, занявшись проституцией. В конце концов, недовольные сельские жительницы выпроводили девицу из Красного Колодца и Тоня попала в Локоть, где продолжила прежнее занятие от безвыходности.

Там, в Локте, Тоня Макарова и пришла в штаб коллаборационистов Бронислава Каминского. Немецкие офицеры, находившиеся при локотской вспомогательной полиции, предложили Тоне жалованье и комнату на местном конезаводе. Но требовалось поступить на службу и выполнять особые задания – расстреливать арестованных и пленных. Тоня согласилась. Ей вручили пулемет и перед первым расстрелом накачали водкой, чтобы не было страшно. Но во второй раз пить алкоголь перед казнью ни в чем неповинных советских людей Антонине уже не потребовалось.

Вечерами Тонька развлекалась в обществе немцев, позже лечилась от венерических заболеваний. Вместе со своим возлюбленным бежала в Польшу, где была поймана и отправлена в концлагерь.

Преступница более известна под кличкой Тонька-пулемётчица. В так называемой Локотской республике, созданной нацистами на территории Брянской области, девушка стала палачом и убивала советских партизан и их родственников. На её совести 168 жертв. В последние дни войны ловко выскочила замуж за раненого красноармейца и затерялась. Возмездие свершилось только в 1979 году.

Пока Тонька работала на немцев, она занималась проституцией. Летом 1943 года её отправили в немецкий тыловой госпиталь для лечения от сифилиса. Там Макарова завела роман с немецким поваром-ефрейтором, который вывез её сначала на Украину, а оттуда в Польшу. Когда повара убили, Макарову немцы отправили на принудительные работы в Кёнигсберг.

В 1945 году Красная армия освободила Кёнигсберг, где находилась Макарова. В связи с огромным количеством бывших военнопленных фильтрация в это время проводилась достаточно поверхностно. Антонина назвала советским правоохранительным органам свои реальные данные, утаив только факт работы на немцев, и благополучно прошла фильтрацию. Летом 1945 года из-за проблем со здоровьем Антонина оказалась в госпитале. Здесь же она познакомилась с раненым — молодым сержантом Виктором Гинзбургом. Через несколько дней они поженились, и 24-летняя девушка взяла фамилию мужа.

У бывшей карательницы, а теперь контролёра на швейной фабрике в белорусском городе Лепеле родились две дочери. Ни они, ни муж, ни знакомые семьи не знали, чем занималась их мать во время Великой Отечественной. Антонина пользовалась уважением и льготами как ветеран войны, её фотографии демонстрировались в местном музее. Кроме того, женщина выступала перед школьниками в рамках поддержания памяти о войне.

Ещё в годы войны Антонину Макарову начали искать органы госбезопасности. Однако розыск вёлся по метрическим записям, в которых она фигурировала как Панфилова. Поэтому поиски оказались безуспешными. В 1976 году её брат, ставший к этому времени полковником, перед загранкомандировкой указал в анкете, что у него есть сестра, носившая в девичестве фамилию Макарова.

Сотрудники КГБ заинтересовались этим фактом. Началась проверка, в Лепель стали негласно привозить людей, знавших Тоньку-пулемётчицу. Её опознали, и летом 1978 года Антонина была арестована.

На допросах Тонька-пулемётчица рассказала о своём отношении к расстрелам:

«Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдёшь ближе, а кое-кто ещё дёргается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. Иногда у нескольких заключённых на груди был подвешен кусок фанеры с надписью „партизан“. Некоторые перед смертью что-то пели. После казней я чистила пулемёт в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке… Все приговорённые к смерти были для меня одинаковые. Менялось только их количество. Обычно мне приказывали расстрелять группу из 27 человек: столько партизан вмещала в себя камера. Я расстреливала примерно в 500 метрах от тюрьмы у какой-то ямы. Арестованных ставили цепочкой лицом к яме. На место расстрела кто-то из мужчин выкатывал мой пулемёт. По команде начальства я становилась на колени и стреляла по людям до тех пор, пока замертво не падали все…»

После освобождения выдала себя за медсестру, работала в передвижном госпитале. После вышла замуж за Виктора Гинзбурга и проживала с ним в Белоруссии. Была на хорошем счету и пользовалась уважением, как ветеран войны. В местном музее фотографии Виктора и Антонины Гинзбург были установлены на стенде в память о Великой Отечественной войне.

Расплата настигла преступницу лишь в 1978 году. Выдал её имя и фамилию начальник локотской тюрьмы, которого арестовали в 1976 году, а найти, совершенно случайно, помог её брат, который заполнил анкету на выезд за границу и указал её девичью и новую фамилию. В сентябре её арестовали, 11 августа 1979 года Антонина Макарова была казнена.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Тонька - пулемётчица. Антонина Макарова расстреляла более 150 человек из пулемёта

Тонька - пулемётчица. Антонина Макарова расстреляла более 150 человек из пулемёта

Тонька - пулемётчица. Антонина Макарова расстреляла более 150 человек из пулемёта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *