Е. Гундобин. Еще пятерка. 1954 г.

Пятибалльная система оценок была введена в российских школах в 1835 г. С тех пор некоторые отметки «обросли» устойчивыми словесными синонимами: «единицу» называли «колом», а «двойку» — «парой». Такие наименования возникли еще до революции. Вот, например, отрывок из повести о женской гимназии 1914-1915 гг.:

«Математик сел, потер ладони и улыбнулся.

— Ну, значит, колов да пар наставил!.. — шепотом сказала Зойка…»

Эта же пятибалльная система оценок действует в российских школах и сейчас. Но так было не всегда.

В постановлении, подписанном народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским в мае 1918 г., говорилось:

«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.

2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета…»3

Вместо пяти цифровых оценок успеваемости осталось лишь две словесных: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Читаем о жизни в Серпухове в 1918-1920 гг.: «Учиться было легко. Оценок было всего две: удовлетворительно (уд.) и неудовлетворительно (неуд.)»4.

Из журнала «Пионер» за 1930 г.: «Вот выдержка из письма из города Минусинска: «Пионер нашей группы, получив отметку «неуд», сговаривается с другими хулиганами, и они избивают получивших «уд»5.

Известный историк-востоковед Игорь Дьяконов вспоминал о 1930-1931 гг.: «Баллы в школе были отменены. Школу кончали с «удовлетворительными», а по существу — часто с никакими знаниями… …Учителя поставили нам всем… наше «удовлетворительно»6.

Поскольку система оценок «удовлетворительно» — «неудовлетворительно» была слишком грубой, приблизительной, в повседневную практику некоторых школ стали исподволь вводить дополнения к абстрактному «удовлетворительно». В некоторых школах появилась «трехвидовая» система оценок. Читаем в журнале «Советская педагогика» о конце 1920-х гг. «Оценки знаний не были достаточно дифференцированы. Применялись, как правило, двухбалльная система (неудовлетворительно, удовлетворительно) и в ряде школ трехбалльная система (неудовлетворительно, удовлетворительно, вполне удовлетворительно)»7.

Кое-где учителя, опираясь на богатство русского языка, воссоздавали практически четырехбалльную систему оценок. Так, писатель Николай Любимов вспоминал о начале 1920-х гг.: «Учителя не цеплялись за старину-матушку… Вводится новая система оценок? Ну что ж. В конце концов, не все ли равно: «5» или «в. у.» (весьма удовлетворительно), «4» или «уд.» (удовлетворительно; на тогдашнем школярском жаргоне — «удочка»), «3» или «е. у.» (едва удовлетворительно), «двойка» или «неуд»?.. Совещания, на которых учителя проставляли четвертные или годовые отметки, со стороны можно было принять за хоровую декламацию…: «Еу, вэу», — выпевали учителя»8.

Оценка «весьма удовлетворительно» могла в сокращенном виде называться не только «вэу», но и «вуд»: «То и дело кто-нибудь… хватает «неуд». У нас даже присказка есть: «Кинул невод — вынул «неуд». А еще ставят оценки «уд» — «удовлетворительно» и «вуд» — «весьма удовлетворительно».

Первый шаг к преодолению несоответствия между официальной системой оценок и реальными потребностями системы обучения был сделан в 1933 г., когда народный комиссариат просвещения «установил четырехбалльную словесную систему»: «неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и очень хорошо».10

Не успели учителя и ученики привыкнуть к четырехбалльной системе, как 3 сентября 1935 г. Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление: «Установить в школах следующие пять степеней оценки успеваемости учащихся (отметки): 1) очень плохо, 2) плохо, 3) посредственно, 4) хорошо и 5) отлично»11.

Табель успеваемости ученика 4-го класса 71 начальной школы Евграфова Валентина. 1942 год. Фото: «Музей боевой и трудовой славы» г. Саратов

Все смешалось в головах учеников и учителей. Вот что пишет известный детский писатель Юрий Коринец: «Когда я учился в начальной школе, «пятерок» не было. И «четверок», и «троек», и «двоек», и «единиц» тоже не было. Были такие отметки: «оч. хор.» (очень хорошо), «хор.» (хорошо), «уд.» (удовлетворительно), «пл.» (плохо), «оч. пл.» (очень плохо). По математике я почти никогда не вылезал из «удов». Часто я получал «плохо» и «очень плохо» — особенно за письменные контрольные»12.

В действительности писатель не мог получать такие оценки одновременно. Внимательный читатель может заметить, что оценки «удовлетворительно» и «очень хорошо» попали в воспоминания писателя из системы 1933 г., оценки «плохо» и «очень плохо» — из системы 1935 г., и только оценка «хорошо» присутствовала в обеих системах.

Также оценки из двух разных систем упоминает поэт Константин Ваншенкин, автор слов песни «Я люблю тебя, жизнь!»: «Существовал кодовый школьный жаргон: «очхор», «хор», «посик». «Плохо» в некоторых местностях называлось «плюха». Вполне художественно. Далее: «отл», «удик» («удочка»), «неуд»…»

Пока школьники осваивали мир словесных оценок при помощи игры слов («удочка», «удик», «неуд», «пос», «пес», «посик», «песик»…), Совет народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 г. постановил:

«1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся — отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо — цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.

2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.»14.

Школьники и учителя после четвертьвекового словесного оценочного сумбура 1918-1943 гг. вернулись к действовавшей без малого столетие до революции пятибалльной цифровой системе.

Характерный эпизод, связанный со сменой систем школьных оценок, имеется в повести И. Василенко «Звездочка». В книге о воспитанниках ремесленного училища, впервые напечатанной в 1948 г., описывались события середины 1940-х гг.:

«Сеня Чесноков рассказал… о том, как он в ленинградской школе решил ужасно трудную задачу по арифметике, как учитель пришел в восторг и поставил ему отметку «шесть». И, как всегда, Сеню разоблачил придирчивый Степа Хмара. Он сказал:

— В те времена отметки ставили не числами, а словами, например: «плохо», «хорошо», «отлично».

Сеня… почесал в затылке и молча полез под одеяло»15.

Теперь внимательно ознакомившийся с нашей статьей читатель сможет уверенно, «с ходу» определить время действия знаменитой картины Ф. Решетникова «Опять двойка» — в 1944 г. или позже.

Ф. Решетников. Опять двойка. 1952 г.

Тряпошник по физике

Когда вернулась цифровая система оценок, началось их жаргонное обыгрывание.

Пример из книги «Экзамен Гали Перфильевой» 1956 г.:

«- По правде сказать, я знала немецкий на трояк.

— На трояк? — переспросила Люба.

— Извиняюсь, на тройку, — поправилась Рая»16.

Пример из рассказа В. Перуанской 1958 г.:

«- Тряпошник по физике схватила! Антонина поставила. Мы ее сегодня на большой доводили!..

Анна Михайловна догадалась, что на современном школьном жаргоне «тряпошник» означает тройку».17

В 1960-е гг. тройку могли называть «трёшманкой»:

«- Я хочу о тебе написать в «Пионерскую правду», — сказал Валерик…

— Это зачем? — Голос у Любы чуть построжал. — По русскому трёшманки получаешь, а хочешь писать в «Пионерскую правду»? Не стыдно?»

«Двойки» и «единицы», как и до революции, вновь стали называть «парами» и «колами»19. Причем оценку «2» вскоре стали называть еще и «гусем». Читаем в повести В. Мелентьева 1958 г.: «Известно, что стоит однажды получить «гуся» (так у нас называют двойки) по какому-нибудь предмету, как потом от них не отвяжешься»20. А вот пример из повести В. Рыжакова 1971 г.: «Из школы мы шли не спеша. В портфелях у нас покоилось по жирному «гусю», и торопиться нам было как-то не с руки»21. «Гусей» кое-где переименовали в «лебедей»: «Я пообещал ему, что… если он… ничего не ответит, то я не только поставлю ему «два», но нарисую «лебедей» на месте всех точек… напротив истоминской фамилии»22.

Пятибалльная система оценок действует в нашей школе непрерывно уже более семидесяти лет. Тем, возможно, интереснее было заглянуть в краткое «непятибалльное» прошлое. А читатель пусть вспомнит из своей школьной жизни какой-нибудь «двояк», «гуся» или «тройбан». И улыбнется.

Источник: https://rg.ru/2021/05/19/kinul-nevod-vynul-neud-kak-menialis-shkolnye-otmetki-v-rossii-i-sssr.html

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.