10 января 1781 г.)  в Москве открылось каменное здание Петровского театра — первого постоянного публичного театра старой столицы. Театр был построен архитектором Х. Х. Розбергом на средства театрального антрепренёра М. Г. Медокса. В здании имелся партер, три яруса лож и галерея, вмещавшие около 1,5 тыс. зрителей, «маскерадная зала в два света», «карточная» и другие специальные помещения. В 1788 г. к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду».

В день открытия театра «Московские ведомости» писали: «В удовольствие почтенной публике за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооружённое для народного удовольствия и увеселения… по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все возможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной…».

В Петровском театре шли драматические спектакли, оперы и балеты. Именно здесь были показаны первые русские комические оперы. В лучшие времена в театре ежегодно проходило 30 пьес и 75 спектаклей. Популярность заведения была велика, поэтому предпринимались меры для «бронирования билетов», которое могла себе позволить только состоятельная публика: на один спектакль место в ложу купить было нельзя, существовала подписка на «годовой наём мест», о которой заблаговременно сообщалось в «Московских ведомостях».

Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Ядро труппы составляли актёры, начинавшие свою деятельность в Университетском театре. Кроме того, в театре давали представления французские, итальянские, немецкие коллективы.

Петровский театр был частным предприятием Медокса, которому приходилось конкурировать с императорскими театрами, существовавшими за счет государственной казны, а также с домашними крепостными театрами (театры Шереметьевых, Дурасова и др.). Поэтому владелец изобретал всевозможные способы для сохранения приоритета своего заведения. Так, Медокс первым в мировой театральной практике организовал художественный совет для решения творческих вопросов (утверждение репертуара, распределение ролей между актёрами), устраивал предварительные прогоны новых представлений, на которые приглашал специалистов для определения готовности премьеры. Несмотря на это, дела Медокса постепенно пошли на спад, сборы от спектаклей уменьшились, актёры перебегали в другие коллективы, театр ветшал. В конце концов, он отошёл за долги в казну и в 1801 г. стал собственностью Воспитательного дома.

В 1805 г. здание Петровского театра сгорело, а труппа перешла в ведение дирекции императорских театров. В 1821–1824 г. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание Большого театра, ставшего гордостью отечественной культуры.

Источник: https://www.prlib.ru/history/618931

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *