Конструктор, один из создателей танка Т-34, инженер-полковник.

Окончил Харьковский институт инженеров транспорта. По окончании института, с 1 марта 1931 года – чертежник-конструктор на Харьковском паровозостроительном заводе.

В 1931 перешел на работу в танковую конструкторскую группу. В 1934–1937 годы – заместитель начальника Конструкторского Бюро, в 1938-1939 – начальник КБ-100, в 1939–1940 годы – заместитель начальника Конструкторского Бюро — 520, в 1940–1947 годах – начальник Конструкторского Бюро — 520, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода.

Участвовал в совершенствовании организации производства отечественного серийного танка Т-24, в разработке легких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931 год), БТ-5 (1932 год), БТ-7 (1934 год) и БТ-7М (1938 год).

Совместно с Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20, А-32 и прославленного танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны и после нее Николай Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941-1947 годы), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов. В 1947–1949 годы – главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР.

В 1949–1952 годы – главный инженер Уралвагонзавода (Нижний Тагил).

В 1952–1967 годы – на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР, позднее преобразованное в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности.

Награды: Сталинская премия (1942, 1946, 1948 годы). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени.

М.И. Кошкин, официально признаваемый создателем Т-34, триумфа своего детища не увидел. В 1942 году его вместе с А.А. Морозовым и Н.А. Кучеренко посмертно наградили Сталинской премией I степени, а 4 октября 1990 года указом Президента СССР М.С. Горбачёва – присвоили звание Героя Социалистического Труда. Тем не менее, некоторые исследователи советского танкостроения, в том числе, Б.М. Барятинский ставят под сомнение его авторство. Своё мнение по этому вопросу имели и ближайшие коллеги прославленного инженера. Вот что вспоминал Л.Н. Карцев, в 1953 году сменивший А.А. Морозова на посту генерального конструктора завода №183: 

«Мне кажется, что Морозова всю жизнь мучило одно обстоятельство: он не желал делить славу создания танка Т-34 с бывшим главным конструктором М.И. Кошкиным. И вот что я могу привести в подтверждение этому. После …письма [с просьбой Карцева увековечить память о Кошкине – прим. автора] в Нижний Тагил приехал корреспондент «Комсомольской правды», … и опросил всех бывших харьковчан. …После Нижнего Тагила корреспондент поехал в Харьков. Когда он пришел к Морозову, тот сказал ему: «Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников ничего о Кошкине рассказать не можем».

Кто не оспаривал авторства Кошкина, так это Адольф Гитлер, посмертно включивший его в список своих личных врагов.

Светлая Память…

Материал подготовлен на основе открытых источников http://www.pomnivoinu.ru/home/calendar/1/6/4850/ ; https://warspot.ru/2764-samyy-massovyy-i-samyy-boevoy ; https://t.me/pobeda75/3160

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *